Лечение ожоговой болезни

Характер общего лечения зависит от фазы ожоговой болезни. Основу общего лечения первого периода ожоговой болезни составляет незамедлительное количественное и качественное возмещение утраченной из сосудистого русла жидкости, т. е. трансфузионная терапия. Благодаря этой терапии происходят восстановление внутрисосудистого объема, улучшение микроциркуляции и поддержание жизненно важных функций организма.

В противошоковом лечении нуждаются не только пострадавшие, находящиеся в состоянии ожогового шока, но и те, которым это состояние угрожает, так как основным условием успеха противошокового лечения является его раннее применение, позволяющее купировать основные расстройства в организме на ранней стадии их развития.

В педиатрической практике неотложную трансфузионную терапию с профилактической целью назначают всем детям, площадь ожога у которых превышает 5 — 8% поверхности тела. Сущность противошоковой терапии состоит в постоянном капельном введении в кровяное русло кровезаменителей, солевых и полиионных растворов и растворов, содержащих углеводы и инсулин. При обширных поверхностных ожогах программа замещающего лечения дополняется плазмой, при обширных глубоких ожогах — кровью.

Трансфузионная терапия проводится на фоне обезболивания (промедол, дипидолор) и нейровегетативной блокады (дроперидол) и дополняется введением антигистаминных (димедрол, пипольфен), антипротеазных препаратов (контрикал и трасилол), витаминов группы В и С, эуфиллина, снимающего спазм почечных сосудов, кислородной терапией и симптоматическими средствами.

В тяжелых и далеко зашедших случаях ожогового шока проводится заместительная терапия стероидными гормонами (кортизон), применяются препараты, обладающие диуретическими свойствами (лазикс, раствор маннита). Лечение антибиотиками в периоде ожогового шока проводится только при наличии сопутствующего заболевания (пневмония, ангина и др.).

Все указанные выше препараты и растворы вводятся только внутривенно, так как всасывание из тканей в первом периоде ожоговой болезни резко замедленно. Под кожу вводится только 0,5 мл противостолбнячного анатоксина, если с момента вакцинации прошло более 6 мес, а после ревакцинации — более 1 года.

Необходимость профилактики столбняка объясняется тем, что столбнячные палочки, которые могут находиться в окружающем воздухе или на предметах, соприкасающихся с ожоговой раной, способны проникнуть в организм через поврежденную ожогом кожу и вызвать заболевание столбняком. Прием жидкости и пищи через рот строго регулируется врачом. При рвоте вся жидкость вводится только внутривенно.

Дозы и состав переливаемых жидкостей определяются врачом на основании обширности и глубины ожога, возраста и массы тела пострадавшего, времени, прошедшего с момента ожога; скорость введения жидкостей — общим состоянием обожженного, уровнем артериального давления, частотой пульса и дыхания, данными лабораторных исследований (гематокрит, относительная плотность мочи, концентрация калия и натрия в сыворотке крови и эритроцитах, уровень кислотно-основного равновесия).

Обязательно проводится строгий учет количества выделенной больным жидкости.
Сбор мочи производится в мерные флаконы. Ориентиром адекватности жидкостной терапии является динамика общего состояния, диуреза, артериального и венозного давления, показателей лабораторного обследования.

В среднем в периоде ожогового шока, т. е. в первые 2 сут после ожога, ребенку может быть введено 2 — 6 л жидкости. Прекращение рвоты, восстановление нормального диуреза и стабилизация всех гемодинамических показателей свидетельствуют о положительном результате лечения.

«Ожоги у детей», Н.Д.Казанцева