Уход за детьми в третьем периоде ожоговой болезни

Все правила ухода за обожженным ребенком в периоде острой ожоговой токсемии относятся и к третьему периоду ожоговой болезни. Уход по-прежнему играет первостепенное значение в предупреждении возможных осложнений.

Неусыпное внимание должно быть уделено гигиеническому содержанию палаты, уходу за кожей и слизистыми оболочками больного, чистоте постели, профилактике осложнений со стороны легких, желудочно-кишечного тракта и других органов.

Помимо этого, в третьем периоде болезни большое значение придается организации усиленного питания, восстановлению движений в непораженных суставах и поддержанию у больного ребенка положительного эмоционального тонуса.

Дополнительное кормление тяжелобольных в этом периоде может осуществляться через узкий тонкостенный зонд, введенный через нос в желудок. Зонд вводится врачом и без помехи для ребенка может длительно находиться в желудке. В перерывах между кормлениями просвет зонда закрывается пробкой и фиксируется пластырем за ухом.

Медицинская сестра должна следить за тем, чтобы ребенок не выдернул зонд, так как повторное введение его неприятно больному.

Процедура кормления через зонд должна осуществляться медицинской сестрой капельным способом. Для проведения ее может быть использована система для трансфузий из прозрачной пластмассы, которая присоединяется к свободному концу зонда.

В качестве питательных смесей употребляют эмульсии из жидких пищевых продуктов (сливки, смешанные с сахаром; яйца; мясной бульон) и белковые гидролизаты (аминопептид). Скорость введения смеси должна быть отрегулирована таким образом, чтобы ребенок не испытывал никаких неприятных субъективных ощущений.

В третьем периоде ожоговой болезни тяжелообожженные дети получают гормональное лечение.

Гормоны — сильнодействующие препараты. Благодаря их применению нормализуется обмен, тормозится развитие аллергических воспалительных реакций, и создается благоприятный фон для течения восстановительных процессов.

Обычно гормональные препараты назначаются в таблетках (до 6 — 8 таблеток в день), но могут вводиться и парентерально.

Неаккуратное проведение курса лечения угрожает больному очень серьезными осложнениями. Поэтому больные, находящиеся на гормональном лечении, должны быть у постовой медицинской сестры на особом учете, а курс лечения в том виде, в каком он назначен врачом, должен проводиться неукоснительно и педантично.

Профилактика тугоподвижности в суставах осуществляется переменой положения ребенка, а также с помощью пассивных и активных движений в суставах. Утром ребенок занимается по индивидуальной программе с методистом лечебной физкультуры, а для закрепления достигнутых результатов движения должны быть повторены по нескольку раз — днем и вечером.

Находясь у постели больного, дежурная медицинская сестра должна напомнить ребенку о необходимости выполнить задание методиста и проследить за тем, как ребенок его выполнил.

В случае необходимости следует помочь ребенку — изменить его положение, дать мяч, укрепить лонгету, фиксирующую сустав в нужном положении, и т. п.

Отрицательное влияние на психику и эмоционально-волевую сферу обожженного ребенка оказывают длительное пребывание в стационаре, вынужденное положение, боли в ранах, болезненные манипуляции и перевязки, лихорадка, интоксикация.

Дети становятся негативными, замкнутыми, боязливыми, иногда
— агрессивными, неопрятными и малоподвижными. Аккуратно одетая, спокойная и доброжелательная медицинская сестра, обращающаяся к ребенку с улыбкой, по-матерински ласково, всегда найдет путь к его сердцу.

Опираясь на ее поддержку, он постепенно сможет установить контакт с казавшимся ему ранее враждебным окружением, преодолеть свой страх, боль и отчаяние и тем самым вступить на путь выздоровления.

Категорически недопустимо, чтобы медицинская сестра отчитывала и одергивала тяжелобольного ребенка, угрожала ему болезненными манипуляциями, информировала о тяжести его состояния.

«Ожоги у детей», Н.Д.Казанцева