Уход за детьми после операции

Роль медицинской сестры в послеоперационном периоде исключительно велика. Плохо проведенный послеоперационный период может свести на нет сложную и продолжительную операцию.

После операции ребенка доставляют в палату интенсивной терапии, обеспеченную кислородом, аппаратурой, медикаментами, необходимыми для наркоза и реанимации. К моменту прибытия ребенка из операционной кровать его должна быть согрета грелками.

Ввиду того, что для иммобилизации оперированных конечностей очень часто применяются гипсовые лонгеты, в кровать оперированного под матрац подкладывают деревянный щит, чтобы предупредить провисание постели и возможную деформацию гипсовой повязки. Место, на которое укладывается оперированная конечность, надо закрыть клеенкой и пеленкой, чтобы предупредить промокание матраца. Чтобы влага из гипсовой повязки испарилась, в 1 — 2-е сутки после операции гипсовую повязку не следует закрывать одеялом.

Для уменьшения отека, профилактики сдавления мягких тканей и нарушения кровообращения в оперированной конечности надо придать ей возвышенное положение. Если отек конечности в повязке нарастает, необходимо вызвать дежурного врача. С его участием повязка продольно разрезается и вновь закрепляется бинтом.

После операции кожной пластики для профилактики местных послеоперационных осложнений рекомендуется прикладывать рядом с местом пересадки кожи пузырь со льдом. В соответствии с указаниями врача охлаждение места пересадки кожи может продолжаться в течение первых 5 дней после хирургического вмешательства. Охлажденные ткани испытывают меньшую потребность в кислороде и легче переносят временное нарушение кровообращения, вызванное оперативным вмешательством.

Если операция производилась под общим обезболиванием, ребенок должен быть положен на спину без подушки и укрыт одеялом; к ногам его следует положить грелки. Применяя грелку, сестра должна проверить, не протекает ли она, и обернуть грелку полотенцем, чтобы не вызвать ожога. Обычно ребенка доставляют в палату с системой капельного вливания жидкости, наложенной еще во время операции.

При неполностью восстановившемся сознании ребенок может резким движением выдернуть иглу (катетер) из вены, повредить повязку, поэтому период пробуждения требует особого внимания от сестры. До момента полного пробуждения ребенка конечности его должны быть фиксированы ватно-марлевыми манжетами.

В период пробуждения надо проводить кислородную терапию и зорко следить за тем, чтобы рвотные массы не попали в дыхательное горло, если у ребенка появится рвота. Прием жидкости в первые часы после наркоза, несмотря на обычно возникающую жажду, надо резко ограничить, так как прием воды внутрь может вызвать повторную рвоту. В дальнейшем, следуя указанию врача, надо постепенно расширять питьевой режим и приступить к кормлению ребенка. Характер и частота кормления будут определены врачом.

Медицинской сестре надо следить за частотой естественных отправлений ребенка и прежде всего за количеством и характером мочи, контролировать состояние наложенной во время операции повязки, наблюдать за общим состоянием и самочувствием ребенка, характером поведения, жалобами, проверять частоту пульса и дыхания, температуру тела.

Внезапный подъем температуры, появление первых признаков дыхательной или сердечной недостаточности, задержка мочи, пропитывание повязки кровью, беспокойство ребенка — все эти отклонения в его состоянии должны быть поводом для немедленного вызова врача.

Для предупреждения легочных осложнений ребенку назначают ингаляции и горчичники на грудную клетку в 1-е сутки после операции. На вторые сутки после операции свободной пересадки кожи уход за ребенком еще больше осложняется.

Под общим обезболиванием производится перевязка, во время которой хирург снимает верхние слои повязок с мест, откуда была заимствована кожа; затем ребенка укладывают в вынужденное положение с таким расчетом, чтобы донорские участки оставались открытыми и могли подсушиваться под каркасом с электрической лампой соллюкс. Лампа устанавливается на расстоянии 75 см — 1 м от больного. Чтобы не вызвать перегревание ребенка, лампу надо выключать на 15 мин через каждые 30 — 45 мин прогревания.

В зависимости от расположения донорских участков ребенка приходится удерживать на животе, спине или боку, т. е. в одном и том же положении, вынужденном и неудобном, в течение 6 — 8 дней, до момента образования на донорских ранах сухой корочки — струпа. Только с помощью систематического применения обезболивающих препаратов и психологического воздействия удается преодолеть этот трудный для больного период.

На 6 — 8-е сутки после операции однослойные салфетки на донорских ранах вместе с пропитавшей их лимфой высыхают, образуя корочку, и острые болевые ощущения проходят. К вынужденному положению ребенок к этому времени привыкает. Высушивание донорских ран помогает предупредить их инфицирование.

В дальнейшем заживление их происходит под струпом из одного слоя марли и заканчивается к 10 — 15-му дню после операции.

«Ожоги у детей», Н.Д.Казанцева