Уход за детьми в четвертом периоде ожоговой болезни

В период, когда послеожоговые раны полностью или почти полностью зажили, ребенок переводится в общую палату к другим детям, и его двигательный режим расширяется.

Он начинает самостоятельно есть, сидеть, обучается ходьбе; у него возвращается активный интерес к жизни, к прерванным школьным занятиям, к игре со сверстниками; появляется желание помочь более слабым, младшим детям, выполнять какие-нибудь деловые поручения — полить цветы, собрать грязные тарелки и т. д. Все внимание медицинского персонала на этой стадии болезни ребенка должно быть сосредоточено на том, чтобы всемерно содействовать восстановлению его физического и психического состояния.

В соответствии с этими задачами лечебные мероприятия должны быть направлены на устранение возможных осложнений во внутренних органах, на развитие двигательных возможностей ребенка и на восстановление его личности.

Арсенал средств, которые для этого используются, очень разнообразен
— это режим, усиленное питание, лекарственная терапия, лечебная гимнастика, ванны, массаж, тепловые и электропроцедуры, моральное воздействие, обучение в школе и т. д. Действуя в комплексе, все способы дополняют друг друга.

Успех заключительной фазы лечения обожженного ребенка, как и предыдущих, зависит от активности медицинской сестры и понимания ею стоящих перед ней задач. Особенно при этой фазе болезни она должна обладать не только медицинскими, но и педагогическими познаниями, которые могут помочь ей понять психологию больного ребенка.

Дело в том, что от медицинской сестры, ухаживающей за выздоравливающим ребенком, требуется уже не только умение аккуратно раздать лекарства и сделать инъекции, но и другие качества — способность вникнуть в круг интересов ребенка, проследить, как он выполняет режим дня, хорошо ли ест, как делает задания, полученные от методиста по лечебной физкультуре и школьного учителя, как складываются у него отношения с коллективом детей и т. п.

Если все поручения и задания выполняются ребенком старательно и аккуратно, надо обязательно похвалить и вознаградить его, показав лишнюю передачу по телевизору, прочитав, стишок, рассказав сказку. В противном случае необходимо мягко, но настойчиво призвать к порядку и дисциплине. Надо проявить такт и изобретательность, чтобы облегчить выполнение режима и врачебных назначений.

Например, если школьнику назначена определенная укладка конечности, которая ему неудобна, надо терпеливо разъяснить важность этой меры для будущего, привести в пример других детей, которые относятся к лечению сознательно и стремятся выработать у себя способность к самодисциплине и волевым усилиям, процитировать слова любимых литературных героев, отличающихся большой целеустремленностью. Любое задание малышу надо облечь в интересную игру.

Видя, что ребенок капризничает, отказывается от еды, плохо спит, надо обязательно выяснить причину этого состояния, утешить и приласкать его, найти утерянную игрушку, книгу, устроить свидание с родителями, урегулировать конфликт с товарищами и т. п. Словом, в каждом конкретном случае надо отнестись к ребенку с полным пониманием, терпением, участием и любовью и творчески разрешить все коллизии. Никогда нельзя свое плохое настроение, недовольство и раздражение показывать детям. У нервозной и грубой медицинской сестры дети становятся неорганизованными и непослушными.

Всякую несправедливость, невыдержанность, неловкость медицинской сестры дети моментально замечают. Однажды солгав, медицинская сестра навсегда лишается доверия и авторитета у детей. Наоборот, дежурства медицинской сестры, с которой у детей установились хорошие отношения и взаимопонимание, они ждут с нетерпением. В атмосфере доверия, доброжелательства и поддержки скорее восстанавливаются их физические и духовные силы.

«Ожоги у детей», Н.Д.Казанцева