Радикальная некрэктомия и свободная кожная аутопластика расщепленным трансплантатом

Операционное поле готовится сразу в двух местах — в области ожога и на участке, где будет заимствована кожа для пересадки. Иссечение мертвых тканей производится под обескровливанием, поэтому у сестры должен быть приготовлен стерильный эластический жгут.

Окаймляющим разрезом хирург рассекает кожу и подкожный жировой слой по краю струпа, а затем иссекает его на уровне жизнеспособных тканей. Для этого сестрой должен быть подан хорошо отточенный скальпель. Размер и форма его зависят от величины струпа. Большой участок мертвых тканей на бедре, голени, плече может быть иссечен брюшистым скальпелем или остроконечным с длинным лезвием.

Для удаления мелких участков некроза на кисти, тыле стопы или на другом месте требуется небольшой, остроконечный или глазной скальпель. Для того, чтобы хирург мог осуществить хороший гемостаз после снятия жгута, сестра должна приготовить электрокоагулятор и много кровеостанавливающих зажимов Холстеда, предварительно проверив, хорошо ли работают их замки. Сосуды лигируются при помощи тонких длинных кетгутовых нитей, закрепленных по обоим концам зажимами Холстеда. Узел хирург завязывает с помощью этих инструментов и при этом очень экономно тратит шовный материал.

Например, одна длинная нить кетгута длиной 12 — 15 см может быть использована для 4 — 5 узлов. При лигировании сосудов ассистенту подаются перевязочный материал для осушивания раны и ножницы для обрезания концов нитей.

После перевязки сосудов сестра подает хирургу несколько салфеток, смоченных горячим изотоническим раствором натрия хлорида и крепко отжатых. Раствор для этого должен быть заранее подогрет. Салфетки кладут с целью гемостаза и для временной защиты образовавшегося после иссечения мертвых тканей дефекта покровов.

После этого хирург приступает ко второму этапу операции — взятию кожного трансплантата, а область ожога закрывает стерильным полотенцем. Для взятия кожи хирург должен собрать дерматом, части которого лежат на большом стерильном столе, и привести его в рабочее положение (конструкцию дерматома хирург определяет заранее).

Для подготовки кожи перед взятием трансплантата клеевым дерматомом сестра подает хирургу салфетку, пропитанную эфиром, и мензурку с разведенным в ней кожным клеем, а для смазывания кожи клеем — марлевый шарик, закрепленный в браншах кохеровского зажима; для подготовки донорского участка перед взятием кожи электрическим дерматомом — баночку с вазелиновым маслом и помазок. Во время срезания трансплантата сестра вместе с ассистентами должна следить за тем, чтобы хирург неосторожным движением не повредил здоровых участков кожи.

Срезанные хирургом кожные трансплантаты сестра хранит в почкообразном тазике под марлевой салфеткой. Она должна точно помнить количество срезанных трансплантатов и следить за тем, чтобы все они были использованы во время пересадки. Для осуществления гемостаза в области донорской раны сестра подает хирургу несколько салфеток и стерильный бинт, которым он накладывает давящую повязку.

Закончив взятие трансплантата, хирург переходит к месту кожного дефекта, распределяет на нем трансплантаты с помощью лапчатого пинцета и куперовских ножниц или лопатки Буяльского. Затем он приступает к подшиванию трансплантата кетгутовой, полипропиленовой или волосяной нитью. После прошивания краев раны нитью узел завязывается по той же системе, как и при наложении лигатур на сосуды.

Сшивание происходит быстро, и сестра должна постоянно держать наготове заправленную длинной нитью режущую кожную иглу. Чтобы игла не сломалась, надо прихватывать ее кончиком иглодержателя и закреплять его на расстоянии, равном 1/3 части длины иглы, считая от ее колющего края. Тогда хирургу удобно прошивать края раны.

Для перфорации подшитого трансплантата сестра должна подать хорошо отточенный узкий скальпель; желательно также, чтобы он был обоюдоострым. Операция заканчивается наложением давящей стерильной повязки на область пересадки и донорскую рану, для чего расходуется много перевязочного материала.

«Ожоги у детей», Н.Д.Казанцева