Уход за детьми с учетом анатомо-физиологических особенностей возраста

Главное отличие возрастного периода от рождения до 15 лет заключается в продолжающемся росте и совершенствовании органов и систем ребенка. Ряд своеобразных качественных этапов, которые последовательно сменяют друг друга, претерпевает и его психическое развитие. Более всего несходство со взрослым человеком выражено у грудного младенца, к периоду полового созревания оно постепенно сглаживается.

Ряд явных и четко выраженных анатомо-физиологических особенностей, свойственных детям в различные периоды их роста, явился причиной выделения педиатрии, хирургии, травматологии и других специальностей педиатрического профиля в самостоятельные дисциплины. Этим же объясняется тенденция концентрировать детей с аналогичными заболеваниями, находящихся на больничном лечении, в самостоятельные отделения по возрасту: например, отделение патологии новорожденных, грудное отделение и т. п.

В силу тяжести и своеобразия течения термической травмы в детском ожоговом отделении могут встретиться дети самого разного возраста — от грудного до подросткового включительно.

Персоналу ожогового отделения должны быть известны принципы ухода, особенности кормления, санитарно-гигиенического и эпидемического режима, индивидуального подхода к детям различного возраста.

В педиатрии выделяются обычно следующие периоды детства:

  • новорожденности — от рождения до 28 дней;
  • грудной (младенческий) — от 29 дней до 1 года;
  • преддошкольный — от 1 года до 3 лет;
  • дошкольный — от 4 до 6 лет;
  • школьный — от 7 до 18 лет.

Для новорожденных детей характерны морфологическая и функциональная незрелость нервной и эндокринной системы, системы дыхания, пищеварения, мочевыделения, недостаточность терморегуляции, восприимчивость к инфекции, нежность и легкая ранимость всех тканей.

Обменные процессы в этом возрасте происходят очень интенсивно, с высокой потребностью в кислороде. Детям этого возраста свойственны склонность к генерализованным реакциям (повышение температуры, рвота, понос) и быстрое истощение компенсаторных механизмов.

Грудной возраст характеризуется также быстрым развитием всех органов, моторных и статических функций, психики. В этот период ребенок обучается сидеть, вставать, ходить, понимать обращенную к нему речь. Жизнь и существование ребенка в этот период всецело зависят от окружающих его взрослых. Они должны оберегать ребенка от вредных внешних воздействий и тщательно соблюдать санитарно-гигиенический режим.

Большое значение для младенца имеют состояние кожи и уход за ней; нельзя допускать, чтобы он лежал в мокрых пеленках. После дефекации и мочеиспускания ребенка необходимо подмыть теплой проточной водой, осушить кожу пеленкой, смазать область промежности детским кремом, прокипяченным растительным маслом или присыпать тальком.

Лицо и глаза ребенка следует ежедневно промывать 3% раствором борной кислоты. Каждый глаз надо обрабатывать разными тампонами, проводя от наружного угла глаза к внутреннему. Купать грудного ребенка до 6 мес рекомендуется ежедневно, с 6 мес — через день, с 1,5 до 3 лет — 1 раз в неделю. Температура воды в ванне для детей первых месяцев жизни должна быть + 36,5… + 37 °С, со второго полугодия + 36 °С. Температура ванной комнаты + 23…+ 25 °С. Нужно систематически подрезать детям ногти, так как они могут поцарапать себе лицо.

В питании ребенка раннего возраста (до 10 — 11 мес) наиболее рациональным считается грудное вскармливание. В возрасте 4,5 — 5 мес в питание вводят прикорм. В возрасте до 1 мес ребенка кормят через каждые 3 ч с ночным промежутком в 6 ч. С 1 до 5 мес интервал между кормлениями должен составлять 3,5ч, с 5 мес до 1 года — 4 ч. Любые погрешности в кормлении могут привести к острым расстройствам питания (беспокойство, рвота, понос).

Перед кормлением ребенка ухаживающему за ним взрослому надо убрать волосы под косынку, тщательно вымыть руки. Соска и бутылка для питательной смеси должны быть прокипячены, смесь подогрета. После кормления ребенка укладывают на бок, чтобы при срыгивании он не задохнулся.

В возрасте от 1 до 3 лет происходит дальнейшее развитие центральной нервной системы и других внутренних органов ребенка, а также развитие скелета. Ребенок начинает ходить, у него формируется речь. Чаще наблюдаются острые инфекции (корь, скарлатина и др.), нередко выявляются рахит и диатезы, расстройства пищеварения.

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) высшая нервная деятельность, психическое и физическое развитие ребенка продолжают совершенствоваться. Рост несколько замедляется, хорошо развиваются мускулатура и речь. Заболевания желудочно-кишечного тракта отступают на второй план, острые контагиозные инфекции встречаются чаще. К этому времени ребенок уже представляет собой личность.

В школьном возрасте быстро развивается интеллект. Ребенок крепнет физически, происходят дальнейшее развитие скелета и усиленный рост мускулатуры. Значительно повышается общая сопротивляемость организма. В своем психофизическом развитии 7-летний ребенок подготовлен к учебно-трудовой деятельности, но для детей младшего школьного возраста характерны еще большая подвижность, неустойчивый характер внимания, лабильность психики, негативизм, отсутствие волевых качеств.

К 12 годам психическое развитие ребенка поднимается на более высокую ступень, он становится более самостоятельным. К периоду полового созревания (12 — 18 лет) происходит сглаживание и исчезновение морфологических и функциональных особенностей, отличающих ребенка от взрослого человека.

Физическое и психическое развитие завершается, заболеваемость снижается.

С годовалого возраста ребенку надо прививать гигиенические навыки. Личная гигиена ребенка должна начинаться с утреннего туалета. После сна ребенок должен вымыть руки с мылом и умыться, в возрасте 3 — 4 лет — научиться чистить зубы щеткой с порошком или пастой и полоскать рот. Каждое утро волосы ребенка должны быть расчесаны, у девочек — заплетены косички.

Каждый ребенок должен быть опрятно и тепло одет. Нательное белье у ребенка, находящегося в постели, должно быть сухим, чистым, удобным и сделанным из натурального волокна. Одежда детей должна соответствовать их возрасту, иметь необходимые застежки, пуговицы, петли, резинки. Нельзя допускать, чтобы дети ложились под одеяло в верхней одежде или бегали по комнате без обуви и чулок.

Надо следить за тем, чтобы дети обязательно мыли руки после естественных отправлений и перед принятием пищи. Перед сном всем детям необходимо вымыть ноги, девочкам произвести туалет промежности. Общую ванну и мытье головы нужно делать 1 раз в неделю.

Персоналу детских отделений нельзя забывать того, что в большинстве своем дети госпитализируются без матерей. Медицинская сестра должна заменить им мать. Тяжелая травма, полученная ребенком, и резкая перемена привычного образа жизни неблагоприятно отражаются на его психике и течении болезни, поэтому к детям необходим чуткий, внимательный и ласковый подход. Находясь в больнице, ребенок должен постоянно ощущать заботливое и любовное к себе отношение.

Надо уметь вовремя развлечь ребенка книжкой или игрушкой, развеять его страхи, накормить, невзирая на протесты. Надо учитывать, что старшие дети так же, как и взрослые, прислушиваются к разговорам, которые ведет между собой персонал отделения, а поэтому необходимо следить за своими жестами и мимикой, не упоминать о тяжелом состоянии ребенка или осложнениях, которые ему угрожают. Нужно стремиться к тому, чтобы ободряюще действовать на ребенка, настраивать его на хороший исход болезни.

«Ожоги у детей», Н.Д.Казанцева