Частный случай

Следует отметить, что у большинства больных с локализацией опухоли в области носовых раковин или при распространении процесса также и на придаточные пазухи возникновению папиллом предшествовал хронический воспалительный процесс.

В связи с этим больным производили пункции или вскрытие верхнечелюстных пазух, удаляли полипы из носа. У ряда наблюдавшихся больных папиллома полости носа с погружным ростом также возникала на фоне предшествующего хронического воспалительного процесса, осложненного полипами.

Больная П., 43 лет. В течение 5 лет ей периодически проводили пункции верхнечелюстной пазухи и удаляли полипы из носа. В клинике Московского научно-исследовательского института уха, горла и носа больной дважды удаляли полиповидной формы мелкозернистые образования, плотноватой консистенции, размером 2,5 X 0,5 см и 3 X 1,5 см, исходящие из латеральной стенки носа над нижней раковиной.

При гистологическом исследовании: папиллома с погружным ростом и полип с папилломатозом эпителия.


Рентгенограмма придаточных пазух носа

Рентгенограмма придаточных пазух носа

Рентгенограмма придаточных пазух носа (носо-подбородочная
проекция) больной П., 43 лет.


При рентгенографии придаточных пазух носа в носо-подбородочной проекции: лобные пазухи не изменены, носовая перегородка отклонена влево, костные элементы правой средней раковины значительно атрофированы, слизистая оболочка правой верхнечелюстной пазухи неравномерно утолщена, наружно-боковая ее стенка истончена.

При введении 28/XII 1965 г. контрастной массы (йодолипол) в правую верхнечелюстную пазуху выявлено наличие ряда дефектов выполнения, обусловленных папилломами. Значительно расширено соустье пазухи с носовой полостью (Г. М. Земцов). Учитывая данные гистологического и рентгенологического исследований 5/1 1966 г. произведена радикальная операция правой верхнечелюстной пазухи.


Контрастная рентгенография

Контрастная рентгенография

Контрастная рентгенография придаточных пазух
носа той же больной.


Передняя стенка пазухи резко истончена, пазуха большая, в ней имеется значительное количество слизистых и фиброзных полипов, главным образом на ее медиальной стенке и в верхнемедиальном углу в направлении к решетчатому лабиринту, его клетки частично вскрыты. Патологическое содержимое удалено, наложено соустье с нижним носовым ходом. Послеоперационный период протекал гладко.

Произведена биопсия 5/1 1966 г.: фиброзный полип с папилломатозом. Динамическое наблюдение в течение 3,5 лет показало, что рецидива заболевания у больной нет и дыхание через нос остается свободным.

Приведенное наблюдение, как и аналогичные другие, не позволяют нам согласиться с утверждением И. И. Любавиной и Л. И. Костиной о том, что доброкачественные опухоли, располагающиеся в области латеральной стенки полости носа, как правило, озлокачествляются.

Таким образом, в противоположность ларингоскопической картине при папилломах гортани, когда изменения настолько характерны, что у большинства больных не возникает диагностических затруднений, при папилломах полости носа данные риноскопии не всегда типичны. В связи с этим окончательный диагноз заболевания устанавливается после гистологического исследования на основании характерной структуры папиллом.


«Папилломы верхних дыхательных путей»,
И.А.Вознесенская