Вторичный туберкулез

Вторичный, реинфекционный, или послепервичный, туберкулез развивается в организме взрослого человека, перенесшего в детском возрасте первичную инфекцию, которая обеспечила ему относительный иммунитет, но не оградила от возможности повторного заболевания. Вторичный туберкулез характеризуется поражением легких, и длительное время остается в них локализованным, т. е. ограничивается только этим органом (в отличие от первичного и гематогенного туберкулеза).

Если же процесс при вторичном туберкулезе медленно прогрессирует, то преимущественно по контакту, бронхиальным путям или кишечной трубке при заглатывании или аспирации инфицированной микобактериями мокроты (интраканаликулярное распространение микобактерий). Очень редко вовлекаются в специфический процесс стенки кровеносных или крупных лимфатических сосудов. В лимфатических узлах корня легких развивается реактивный неспецифический процесс.

Свежие очаги вторичного туберкулеза, возникшие в I или II сегментах преимущественно правого легкого, носят название очагов реинфекта Абрикосова, по имени ученого, впервые описавшего их в 1904 г. А. И. Абрикосов проследил самые начальные и ранние проявления вторичного туберкулеза. Они состоят в развитии специфического эндобронхита и панбронхита внутридолькового бронха в I или II сегментах правого и реже левого легкого. Специфический процесс по бронхиолам постепенно переходит на легочную паренхиму, вследствие чего возникает ацинозная и лобулярная творожистая бронхопневмония, вокруг которой быстро развивается вал эпителиоидных клеток с примесью лимфоидных и гигантских клеток.

Туберкулезная грануляционная ткань распространяется в соседние ацинусы и бронхиолы, где подвергается казеозному некрозу и снова окружается валом эпителиоидных и лимфоидных клеток. Так, на ограниченном пространстве верхушки легкого в пределах I или II сегмента образуется очаг реинфекта Абрикосова, с которого и начинается вторичный легочный туберкулез взрослых. Однако у взрослых людей, помимо свежих очагов реинфекта Абрикосова, в I и II сегментах встречаются и более старые, осумкованные и омелотворенные очаги.

Одни из них мелкие, 0,3—0,5 см в диаметре, часто симметричные в верхушках обоих легких, очень плотные. Они возникают как очаги отсева еще в периоде первичной инфекции. Их называют очагами Симона по имени впервые описавшего их автора. Другие, более крупные очаги, до 1 см в диаметре, обнаруживаются в I или II сегментах чаще в правом легком. Эти инкапсулированные и частично петрифицированные очаги представляют собой различные стадии заживления очага Абрикосова, они всегда тесно связаны с мелким бронхом и окружены зоной ателектаза.

Немецкие патологоанатомы Ашофф и Пуль, описавшие старые очаги реинфекта, придавали им большое значение в обострении вторичного легочного туберкулеза. Их называют ашофф-пулевскими очагами. Таким образом, в верхних двух сегментах легких взрослого человека можно находить реинфекты разной давности. Теперь уже установлено, что у носителей такого богатого «туберкулезного архива» имеется достаточно источников для развития туберкулеза при ослаблении защитных сил организма.

В отношении происхождения очагов вторичного туберкулеза существует две теории: теория экзогенного происхождения, т. е. нового заражения, и теория эндогенного происхождения. Тот факт, что анатомические находки позволяют проследить длинную цепь событий, начиная от очагов первичной инфекции до образования свежих очагов реинфектов Абрикосова, позволяет большинству исследователей присоединиться к эндогенной теории.

«Патологическая анатомия», А.И.Струков