Защитные возможности лимфатических узлов от инвазии опухоли

В настоящее время существует два основных и противоположных мнения относительно защитных возможностей лимфатических узлов от инвазии опухоли.

Одна группа авторов считает, что реактивные изменения, наступающие в лимфатических узлах, в частности, так наз. синусный гистиоцитоз, представляют собой выражение хорошей защиты и являются прогностически благоприятным признаком (N. Black и сотр., 1953, 1955; Р. Райчев, 1965). Наоборот, по мнению J. Berg (1956) и S. Kister и сотр. (1969), лимфатические узлы не играют эффективной роли в борьбе с опухолью.

Более того, Rt Willis (1952) считает, что лимфатическая ткань узлов и ткань, развивающаяся в строме некоторых опухолей, играют нутритивную роль, благоприятствующую опухолевой пролиферации. J. Humble и сотр. (1956) поддерживают этот взгляд, основываясь на явлении эмпериополеза лимфоцитов, которое наблюдается в культурах. Это явление нередко приходилось наблюдать и нам в естественной «культуре», какой являются плевральные и брюшинные выпоты при раке, а также и при электронно-микроскопических исследованиях лимфатических узлов.

Однако доказано, что этот феномен неспецифичен для взаимоотношений между лимфоцитом и опухолевой клеткой. Он наблюдайся и между лимфоцитами и макрофагами, а электронно-микроскопические исследования позволили показать, что цитоплазматические отростки, исходящие из лимфоцитов, одинаково проникают как в опухолевые клетки, так и в макрофаги (J. Underwood и сотр., 1972). J. Leighton (1967) считает, что лимфатический узел останавливает на некоторое время циркулирующие неопластические клетки и уничтожает часть из них, в то время как другая часть остается и размножается, вызывая при этом разрушение и замещение паренхимы узла.

С этого момента сам узел становится источником поражения других лимфатических узлов и диссеминации процесса. По мнению И. Ф. Греха, появление метастазов в лимфатических узлах является показателем ослабления клеточного иммунитета, играющего существенную роль в противоопухолевой защите. F. Puvion-Dutilleul (1973), используя различные экспериментальные методы, доказывает, что реакция защиты у хозяина слабая и образование специфических антител незначительное. Наступающую в гомологичных опухолевых клетках деструкцию, по мнению автора, нельзя объяснить только иммунологическими механизмами, как и плохо приспособленной средой лимфатического узла для питания опухолевых клеток.

Наблюдаемые в клиническом материале изменения лимфатических узлов, расположенных в области опухоли, выражаются в неспецифической реакции воспалительного характера. Устанавливается, что участие принимают как синусы (так наз. синусный гистиоцитоз, о котором уже шла речь выше), так и лимфатические фолликулы, в которых может преобладать тот или иной компонент. Нередко наблюдается гиперплазия паракортикальной пульпы, пролиферация сосудов. В более редких случаях наступает гранулематозная эпителиоидноклеточная реакция.

В некоторых случаях пролиферация лимфатической ткани при карциноме может принимать исключительные размеры. A. Stacher и сотр. (1972) описывают 25 случаев генерализованной гиперплазии лимфатических узлов, сопровождающейся выраженным лимфоцитозом в периферической крови. В одной части случаев наблюдалась лимфоцитарная (или плазмоцитарная) реакция, а в других — имел место истинный лимфолейкоз.

Совместно с А. Бочевым (1973) нами было описано подобное сочетание рака поджелудочной железы с хроническим лимфолейкозом. Интересно, что в этом случае мы обнаружили метастазы раковой опухоли в лимфатических узлах с типичной морфологической картиной хроничесского лимфолейкоза.

Сочетание карциномы с хроническим лимфолейкозом встречается значительно чаще (в 5,5 — 15,5%, по данным различных авторов), чем сочетание каких-либо других двух опухолей (2 — 5%).

Это позволило A. Stacher и сотр. считать, что, вероятно, речь идет о неопластической трансформации первоначальной иммунной лимфоцитарной реакции.

«Патология лимфатических узлов», И.Н.Вылков