Компоненты, используемые в концепции «многоступенчатой терапии»

Следует отметить, что «многоступенчатая терапия» включает известное положение об усилении эффективности противоопухолевых средств, повреждающих различные звенья обмена опухолевой клетки, при комбинированном — одновременном или последовательном — их применении.

Многие компоненты, используемые в концепции, изучались еще до того, как она была сформулирована Ardenne. Ежегодно Ardenne предлагает новые варианты «многоступенчатой терапии». По выражению Dietzel (1975), за последние десять лет в «многоступенчатой терапии» фактически постоянным фактором остается лишь название.

В последних вариантах концепции Ardenne постепенно отходит от общей гипертермии и делает основной упор на длительную гипергликемию в сочетании с химиотерапией, при этом общей гипертермии отводится второстепенная роль. В 1976 г. группа клиницистов (Lippmann et al.), сотрудничающих с Ardenne, сообщила о клиническом испытании «многоступенчатой терапии рака — концепция 1974».

Лечение проведено 42 больным, из которых у 11 был рак молочной железы, у 11 — рак шейки матки, у 20 — рак легкого. У 17 больных в ходе процедуры применялись химиотерапевтические препараты, а у 25 — лучевая терапия. Авторы очень подробно характеризуют процедурный и ближайший послепроцедурный периоды.

Так, в частности, показано, что длительная гипергликемия в течение 23,4 ± 0,14 ч сопровождалась так называемой спонтанной гипертермией (38,4 ± 0,1°С). У 4 из 42 больных непосредственно после прекращения процедуры наблюдались коллаптоидные состояния. У некоторых больных в ходе процедуры отмечались изменения на ЭКГ. В отдельных случаях, начиная с 18-го часа гипергликемии, возникала гематурия.

У большинства больных во время гипергликемии наблюдались тошнота и рвота, а также боли в области крестца и поясницы. К концу процедуры, как правило, отмечалось ухудшение общего состояния больных, они жаловались на резкую слабость и требовали прекращения лечения. Двое из 42 больных умерли от тромбоэмболии легочной артерии.

К сожалению, авторы не приводят никаких сведений о противоопухолевой эффективности проведенного лечения. Введение в схему лечения новых компонентов может не только усилить противоопухолевый эффект, но и отрицательно сказаться на состоянии жизненно важных систем и функций организма. Следует отметить, что как бы ни оптимизировал Ardenne «многоступенчатую терапию», некоторые из ее компонентов относятся к разряду экстремальных воздействий.

Следовательно, к настоящему времени существуют уже веские теоретические и экспериментальные предпосылки к изучению возможностей применения химиотерапевтических и лучевых факторов в особых условиях, в частности в условиях гипертермии и гипергликемии.

Основанный на определенных физико-химических различиях между опухолевыми и нормальными клетками такой подход к лечению злокачественных новообразований, по-видимому, создает реальную возможность для расширения терапевтического интервала за счет разнонаправленных изменений химио- и радиочувствительности нормальных и опухолевых тканей.

Режимы гипертермии и гипергликемии, рекомендуемые для лечебного применения в онкологии, относятся к разряду экстремальных. В связи с этим возникает необходимость разработки оптимальных методик их проведения, а также способов управления и контроля. Такие задачи не могут быть решены без тщательного изучения влияния указанных факторов на жизненно важные функции и системы организма.

Остается открытым ряд вопросов, касающихся разработки средств и методов гипертермии, пригодных для комплексного лечения онкологических больных, а также научных основ ведения больных при использовании гипертермии с оптимальной термосенсибилизацией опухолевой ткани.

Приведенные данные литературы весьма противоречивы и не позволяют сделать обобщающих выводов относительно результатов термотерапии злокачественных опухолей человека и ее методики. Однако прослеживается тенденция ряда авторов к продолжению исследований высоких температур в плане использования их как дополнительного фактора химиотерапии и лучевого лечения злокачественных опухолей, в частности опухолей, устойчивых к этим классическим способам лечения.


«Применение гипертермии и гипергликемии при лечении
злокачественных опухолей», Н.Н.Александров,
Н.Е.Савченко, С.З.Фрадкин, Э.А.Жаврид