Общая искусственная гипертермия

Для комплексного лечения злокачественных опухолей с использованием высоких температур наиболее подходит искусственная гипертермия, поскольку лихорадка остается еще малоуправляемой.

Между тем строгое поддержание определенных и стабильных температурно-экспозиционных режимов является одним из основополагающих принципов лечебного применения перегревания вообще и, в частности, применительно к онкологии. В связи с этим возникает вопрос об изыскании наиболее рациональных методов, приемов, способов и оборудования для осуществления общего и локального перегревания тела.

Общая гипертермия может быть достигнута с помощью медикаментозных препаратов, например динитрофторбензола и других средств, или физических методов. Применение последних сопряжено с использованием различных устройств, начиная от простых приспособлений до сложных агрегатов. Выбор тех или иных устройств связан с задачами, которые обусловлены в свою очередь целью применения гипертермии, ее интенсивностью и продолжительностью.

Характер температурно-экспозиционных режимов перегревания, использовавшихся до сих пор в онкологии, и необходимость их строгого регулирования привлекают внимание в основном к двум способам получения общей искусственной гипертермии: «внутреннему», осуществляемому с помощью экстракорпорального кровообращения, и «внешнему», достигаемому подачей на тело теплоносителя, нагретого выше обычной температуры тела.

Избранный способ должен по возможности отвечать по крайней мере следующим требованиям: хорошая управляемость температурными режимами; достаточно высокая безопасность для организма; максимальная простота проведения процедуры.

В кардиохирургической практике использование искусствен то кровообращения и создание посредством его гипотермии широко распространено.

Казалось бы, что и для получения общей типертермии, при которой можно ожидать развития сердечнососудистых расстройств, метод нагревания с помощью экстракорпорального кровообращения был бы также весьма целесообразным, тем более что при этом можно было бы вводить непосредственно в перфузируемый раствор ингредиенты, обеспечивающие оптимальное перекисление опухолевых клеток, их термосенсибилизацию, химиотерапевтические средства и т. д.

Однако частота и характер осложнений (в том числе подавление иммунобиологических защитных механизмов, снижение количества лейкоцитов и тромбоцитов), которые таит в себе метод общего экстракорпорального кровообращения, и все еще высокая летальность делают этот метод малопригодным для целей лечебной гипертермии.

Следует напомнить, что с увеличением продолжительности перфузии число и тяжесть осложнений возрастают. Так, например, двухчасовая общая перфузия вызывает такой гемолиз, с которым справиться очень трудно, а порой и невозможно.

С точки зрения теплообмена сосудистую сеть разделяют на два круга:
центральный (мозг, сердце, почки, воротная система) и периферический (мышцы и кожные покровы). Органы центрального круга в связи с повышенным кровоснабжением быстрее, чем периферические, устанавливают температурное равновесие с кровью — основным проводником холода и тепла. Поэтому при согревании организма с помощью аппаратов искусственного кровообращения в первую очередь будет нагреваться сердце.

Если это переносимо и целесообразно при гипотермии с последующим согреванием тела до нормального уровня, то при гипертермии такое положение недопустимо. Наоборот, при гипертермии именно сердце и мозг должны быть в первую очередь защищены от неблагоприятного воздействия высоких температур.

С этих позиций объяснимы неудовлетворительные результаты, которые были получены Kirsh, Schmidt (1966) при использовании в эксперименте общей перфузии для нагревания тела. В первой серии опытов погибли все 6 собак, у которых поддерживали методом полного экстракорпорального кровообращения температуру тела в среднем на уровне 43,5°С (максимум 45°С) на протяжении 30 — 35 мин.

Из 11 собак второй серии опытов, у которых гипертермия с максимальной температурой тела 42 — 45°С достигалась параллельным экстракорпоральным кровообращением (продолжительность гипертермии не указана), выжили лишь две (при температуре, не превышавшей 42 — 43°С). В третьей серии опытов нагревание осуществляли таким же способом, что и во второй, но температуру тела поддерживали в среднем на уровне 41 — 44,9°С в течение 30 — 35 мин; выжили только 2 из 11 собак (температура тела 42 — 41,9°С).

Cooper и сотр. (1962), изучавшие у 11 собак сердечнососудистые реакции на нагревание путем перфузии, отметили чрезвычайно быстрое разогревание крови при этом методе; при температуре тела выше 40°С снижалась сократимость миокарда, возрастало периферическое сосудистое сопротивление, уменьшался внутрикорпоральный объем крови. Приведенные факты и соображения делают неприемлемым экстракорпоральное кровообращение в качестве метода лечебной общей гипертермии.

В отличие от тотальной перфузии при нагревании тела снаружи (с поверхности) энергичнее и в первую очередь нагреваются периферические зоны (кожные покровы, мышцы) и медленнее — центральные. Поэтому вполне оправданы попытки использования для регулируемой гипертермии наружных способов нагревания.

К последним относится воздействие воздуха, воды, а также других сред, предметов (нагретых выше, чем тело) или лучистой энергии. Относительно того, какая из сред (теплоноситель) оптимальна, существуют различные мнения.

При сравнительной оценке данных об экспериментальном или клиническом применении водяных ванн (De Pasquale, 1965; Ernst, 1967; Ardenne, 1970, и др.), воздуха (Мазурик М. Ф., 1969; Galvao et al., 1966, и др.), одеял, подушек, грелок и ламп (Martin, Schloerb, 1964; Frankel, Cain, 1966; Heskel, 1975, и др.), a также токов высокой частоты (Westermark, 1927; Baymeyer, 1938; Birkner, Wachsmann, 1949; Szmigielski, Bielec, 1975, и др.) видно, что наилучшей средой-теплоносителем для общего нагревания тела является вода. Обладая высокой теплоемкостью.

большой теплопроводностью, хорошей конвекционной способностью, вода позволяет передать организму или отнять у него большое количество тепла. При этом обеспечивается хороший контакт теплоносителя с поверхностью кожи и создается возможность равномерного и хорошо регулируемого нагревания тела.

Известные и широко используемые в физиотерапии приспособления и специальное оборудование в виде ванн или душей непригодны для управляемого стабильного поддержания столь высоких температурно-экспозиционных режимов, применяемых в онкологии.

Они не позволяют создавать строго горизонтальное положение пациента (что необходимо в связи с возможным нарушением кровообращения), надежно предупреждать перегревание головного мозга, осуществлять непрерывный контроль за функцией жизненно важных органов и даже затрудняют из-за своей конструкции проведение при необходимости интенсивной терапии.

В 1971 г. Henderson, Pettigrew сообщили об оригинальном способе управляемой гипертермии путем искусственной вентиляции легких подогреваемой в наркозном аппарате газовой смесью, состоящей из гелия, кислорода и углекислого газа.

Тело больного покрывают парафином. Авторы пользуются этим методом в течение нескольких лет, применили его при лечении 51 онкологического больного в терминальной стадии заболевания (Pettigrew et al., 1974). Хотя авторы считают указанный метод «достаточным, повторяемым, простым и безопасным», нам представляется, что он чреват рядом серьезных осложнений и прежде всего легочных.

Впрочем, и сами авторы упоминают о возникновении коллапса легких, распространенного тромбоза сосудов, повреждениях гортани горячим воздухом и т. д. Если учесть, что при таком способе сердце неизбежно включается в зону органов, подвергающихся нагреванию в первую очередь, то дальнейшие исследования по изучению этого метода вряд ли целесообразны.


«Применение гипертермии и гипергликемии при лечении
злокачественных опухолей», Н.Н.Александров,
Н.Е.Савченко, С.З.Фрадкин, Э.А.Жаврид