Полиэтиологичность появления

В Арабской Республике Египет опухоли мочевого пузыря составляют 11% от всех злокачественных новообразований, что связывают с распространенным в этом регионе паразитом-шистосомой, вызывающей болезнь, которая называется шистосоматозом, или бильгарциозом (по имени ученого Т. Bilharz, обнаружившего в 1851 г. паразита у умерших в ветвях воротной вены и стенке кишечника).

Основанием для такого предположения послужило более частое обнаружение плоскоклеточного рака мочевого пузыря в эндемических районах шистосоматоза по сравнению с переходно-клеточным, наиболее часто встречающимся в других частях мира (в Египте плоскоклеточный рак составляет 40% от всех раков мочевого пузыря).

Кроме этого, у больных плоскоклеточным раком в стенке мочевого пузыря нередко находили яйца шистосомы.

Однако полностью связать возникновение рака мочевого пузыря в этих районах с шистосоматозом нельзя. Например, у женщин, проживающих в эндемических очагах, рак мочевого пузыря развивается редко, хотя они заболевают бильгарциозом так же часто, как и мужчины. Кроме того, в некоторых районах Африки, где распространен бильгарциоз, заболеваемость раком мочевого пузыря низкая.

Помимо названных выше канцерогенов и шистосоматоза, причиной возникновения рака мочевого пузыря, по мнению некоторых исследователей, могут быть различные воспалительные процессы. Известно, что уротелий мочевого пузыря предрасположен к возникновению в нем пролиферативных и метапластических процессов под влиянием воспаления. В связи с этим различные факторы, благоприятствующие застою мочи и воспалению, могут вызывать изменения эпителия слизистой оболочки.

Подтверждением этому в определенной степени служат более частое поражение лиц мужского пола, особенно в преклонном возрасте, когда возникают нарушения оттока мочи из мочевого пузыря вследствие различных заболеваний (аденома предстательной железы, склероз шейки мочевого пузыря, стриктура уретры и т.д.) [Mewis F., Ramthor W., 1976], высокий процент развития рака в дивертикулах мочевого пузыря [Немой А. С., Шабад А. Л., 1962; Faysal М. Н., Freina F. S., 1981], частая локализация опухолей в шейке и треугольнике Льето, где контакт застойной мочи со слизистой оболочкой наиболее продолжительный и постоянный.

Из других воспалительных заболеваний мочевого пузыря следует отметить интерстициальный цистит [Utz D., Zincke Н., 1974], лейкоплакию [OFlynn J. D., Mullaney J., 1974], грандулярный цистит [Sarma К. P., 1978].

Кроме химической теории, которая в достаточной мере аргументирована данными, полученными в эксперименте, существует еще и вирусная теория. Поводом для ее появления явилось морфологическое сходство бородавок и остроконечных кондилом, вирусная этиология которых не вызывает сомнений, с папилломами мочевого пузыря. Однако попытки доказать или обнаружить существование вируса оказались безуспешными [Погожева Л. Н., 1967].

Таким образом, причина возникновения спонтанных раков мочевого пузыря остается неизвестной, за исключением профессиональных и в какой-то степени плоскоклеточных при шистосоматозе.

Видимо, следует думать о полиэтиологичности их появления. В связи со сказанным в настоящее время наиболее важными задачами являются выделение факторов, способствующих развитию рака мочевого пузыря, формирование на их основе групп повышенного риска и регулярное наблюдение за ними.

«Рак мочевого пузыря», В.И.Шипилов