Успешное применение полного парентерального питания

Следует помнить, что своевременное восстановление оттока мочи благоприятно влияет не только на функцию почек и печени, но и на сердечно-сосудистую систему. Учитывая это положение, у больных с выраженными изменениями со стороны верхних мочевых путей цистэктомию выполняют в два этапа.

Помимо коррекции изменений в жизненно важных органах, немаловажное значение имеет предварительная подготовка кишечника в связи с пересадкой в него мочеточников. Несостоятельность швов анастомоза и перитонит при уретеросигмоанастомозах встречаются часто (14,5%) и служат основной причиной смерти больных в ближайшем послеоперационном периоде [Вартанян О. К., Ачба Л. Н., 1977].

Ранее предложенные для ликвидации инфекции в кишечнике различные лекарственные препараты и молочнокислая диета не оправдали себя. В настоящее время значительно возросло число устойчивых к антибиотикам штаммов кишечной палочки [Петровский Б. В., 1971]. Назначение антибактериальных препаратов без предварительного бактериологического исследования не дает желаемого эффекта, а наоборот, может оказать токсическое аллергическое действие.

При механической очистке толстой кишки накануне и в день операции невозможно удалить полностью его содержимое. Через 2 — 3 дня после операции с наступлением перистальтики содержимое тонкой кишки начинает поступать в зону мочеточниково-кишечного анастомоза, вследствие чего не обеспечивается состояние физиологического покоя и увеличивается вероятность инфицирования и развития осложнений.

Успешное применение полного парентерального питания у больных с недостаточностью желудочно-кишечных анастомозов, болезнью Крона, язвенных колитах [Билетов Б. В., 1979] послужило поводом для использования его при пересадке мочеточников в различные отделы кишечника при раке мочевого пузыря. За последнее время мы произвели 15 цистэктомий с пересадкой мочеточников в изолированный сегмент подвздошной кишки (7) и в сигмовидную кишку (8).

Перед операцией в течение 6 — 7 дней больные находились на полном парентеральном питании, в начале и в конце применения которого определяли качественную и количественную характеристику флоры кала и чувствительность ее к антибиотикам, биохимические показатели крови, кислотно-щелочное состояние, содержание общего азота в суточной моче.

Накануне операции больные получали энтеросептол и невиграмон вечером и в день операции им ставили очистительные клизмы. В послеоперационном периоде парентеральное питание продолжали в течение 7 — 8 дней на фоне антибактериальной терапии соответственно данным копрограммы.

При проведении парентерального питания мы придерживались следующих суточных норм основных вводимых ингредиентов из расчета на 1 кг массы тела: воды — 30 — 35 мл, аминокислот — 0,7 — 1 г, натрия — 1,0 — 1,4 ммоль, калия — 0,7 — 0,9 ммоль, кальция — 0,11 ммоль, хлора — 1,3 — 1,9 ммоль, витамина B1 — 0,02 мг, B6 — 0,03 мг, С — 0,5 мг, B12 — 0,03 мкг. Источником азотисто-калорийного питания служили белковые гидролизаты, аминокислотные смеси, жировые эмульсии и концентрированные растворы глюкозы.

Анализ результатов лечения больных данной группы показал, что каких-либо отклонений в биохимических показателях крови, кислотно-щелочном состоянии, содержании общего азота в суточной моче не выявлено. Во время операции все отделы толстой и тонкой кишки были свободны от кишечного содержимого.

В послеоперационном периоде наблюдались обычные при подобных травматических операциях осложнения:
парез кишечника (12), атаки пиелонефрита (5), нагноение клетчатки малого таза большей или меньшей степени у всех больных. Ни у одного больного не было ни перитонита, ни несостоятельности швов анастомозов. Только у одного больного сформировался тонкокишечный свищ, закрывшийся самостоятельно через 3 нед.

Обеспечивая организм основными питательными веществами, полное парентеральное питание приводит к постепенному опорожнению всех отделов пищеварительного тракта, создает одинаковые условия «голодания» для всех видов кишечной флоры, что, не вызывая дисбактериоза, приводит к значительному пропорциональному уменьшению ее количества [Билетов Б. В., 1981].

В благоприятном исходе любого оперативного вмешательства важное значение имеет правильное ведение послеоперационного периода. Применительно к онкологическим больным это положение особенно ценно, так как у них послеоперационные осложнения возникают чаще и протекают тяжелее, чем у общехирургических, что связано как со специфическими взаимоотношениями опухоли и организма, так и с возрастным составом больных: примерно 70 — 80% больных со злокачественными опухолями составляют пожилые и старики [Александров Н. Н. и др., 1976].

С возрастом уменьшаются функциональные резервы всех органов и систем, что может привести в связи с операционной травмой к развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, почечной недостаточности и т. д. В связи с этим велика роль интенсивной терапии в профилактике и лечении различных нарушений жизненно важных органов.

Ее основные мероприятия примерно одинаковы для различных больных и направлены на одновременное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную, нейроэндокринную и другие системы организма. В полной мере
сказанное выше относится к ведению больных после таких тяжелейших операций, какой является цистэктомия с различными способами деривации мочи.


«Рак мочевого пузыря», В.И.Шипилов