Урок без звонка

Итак, мы знаем, как спланировать тренировочную нагрузку и определить ее величину, усвоили основные принципы тренировки. Теперь пора приступить к занятиям. Но как организовать их, в какой последовательности использовать беговые упражнения?

Ведь бег — мощное средство воздействия на организм и при неумелом его использовании можно причинить непоправимый вред.

Основная форма организации занятий, своеобразное звено длинной цепочки тренировочного процесса — тренировочный урок, на котором получают не только знания, но и полезные двигательные навыки, «учат» организм преодолевать различные нагрузки.

Структура тренировочного урока продиктована определенными физиологическими, педагогическими и психологическими правилами и состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

В первой части обеспечивается подготовка к более напряженным упражнениям основной части. Здесь решаются две задачи.

Первая — обеспечить благоприятную педагогическую обстановку и психологически настроить занимающихся. Важно выявить самочувствие, настроение любителей бега, их желание тренироваться. Особо следует обратить внимание на лиц, имеющих определенные нарушения в состоянии здоровья.

Вторая задача — разминка, то есть необходимость усиления функции организма. Разминка «крепкими узами» связана с явлением врабатываемости. Если не провести разминку, то во время бега, например, на 3 или 5 км, сердце достигает предельной работоспособности лишь на 3 — 4-й минуте, оно как бы «засиживается» на старте, в то время как мышцы работают на полную мощность. А это невыгодно, так как энергообеспечение идет преимущественно за счет анаэробных источников.

«Человек и бег», В.М.Волков