Коферментные формы витамина B12 в реакциях восстановления рибонуклеотидов и метилирования

В связи с тем что в реакциях восстановления рибонуклеотидов и метилирования при синтезе нуклеиновых кислот участвуют разные коферментные формы витамина B12, осуществление качественного анализа кобаламинов в организме интактных мышей и при введении цианкобаламина представлялось весьма важным.

Качественный состав соединений витамина B12 в экстрактах сыворотки крови и печени мышей был осуществлен нами с целью исследования возможности превращения введенного цианкобламина в активно действующие формы B12 в организме животных.

В экстрактах тканей животных в результате электрофореза на бумаге и последующего биоавтографического анализа были обнаружены различные соединения витамина B12. Анализ данных биоавтографии свидетельствовал о том, что в сыворотке крови и печени животных имелись активные производные витамина B12.

Качественный состав соединений В12 в экстрактах сыворотки крови и гомогенатах печени не отличался у контрольных и подопытных животных. При электрофорезе контрольных образцов после воздействия света и щелочного цианида обнаруживалась лишь одна фракция цианкобаламина. Это подтверждало, что в исходных образцах тканей выявлены истинные аналоги витамина B12.

Сравнительный анализ показал, что в экстрактах тканей животных, получавших цианкобаламин, имеется большое количество окси- и 5-дезоксиаденозил-В12 (смотрите рисунок ниже).


Биоавтофореграммы экстрактов сыворотки крови и гомогенатов печени мышей

Биоавтофореграммы экстрактов сыворотки крови и гомогенатов печени мышей

На оси абсцисс — положение кобаламинов на электрофореграмме циано-(1), метил-(2), окси-(З), 5-дезоксиаденозил-В12 (4). На оси ординат — относительное содержание кобаламинов. А — экстракт сыворотки крови подопытных (а) и контрольных (б) мышей; Б — гомогенат печени мышей, получивших 400 мкг цианкобаламина; В — гомогенат печени контрольных животных того же опыта.


При учете значительного различия общего содержания соединений B12 в сыворотке крови и органах у двух исследованных групп животных видно, что абсолютная величина выявленных активных соединений В12 была существенно выше в организме подопытных животных (О. Д. Голенко, Н. В. Мясищева, 1971; Н. В. Мясищева, 3. И. Шеремет, 1972).

Таким образом, результаты количественного и качественного анализа кобаламинов свидетельствовали о том, что в организме здоровых животных происходило превращение введенного цианкобаламина в активно действующие формы витамина B12.

Известно, что циан- и окси- кобаламины не являются коферментами, однако оба соединения оказывают биологическое действие благодаря превращению в организме в метаболически активные производные.

Как полагают Weissbach с соавторами (1965), Раwelkiewicz с соавторами (1964), образование 5-дезоксиаденозилкобаламина происходит в результате двухступенчатой реакции с обязательным этапом образования восстановленной формы витамина В12. Оба известных в настоящее время кофермента В12 (5-дезоксиаденозил- и метилкобаламины) в определенных условиях при потере специфического радикала легко превращаются в оксикобаламин.

При наличии восстанавливающей системы окси — В12 используется для образования коферментных форм — 5-дезоксиаденозилкобаламина и метилкобаламина (Weissbach е. а., 1962; Pawelkiewicz, 1964; Cima е. а., 1967; Herbert, 1970). Большое количество оксикобаламина, обнаруженное нами в экстрактах тканей, подтверждало последовательность превращения кобаламинов при образовании коферментных форм B12 в организме животных. Накопление активных соединений B12 свидетельствовало о реальной возможности повышения биохимической активности кроветворной ткани подопытных животных.

В первом периоде исследования при суммарной дозе цианкобаламина не выше 600 мкг было отмечено увеличение размеров селезенки подопытных животных в среднем на 120—143% по отношению к весу контрольных мышей. Средний вес печени оставался, как правило, без существенных изменений в течение всего эксперимента. Известно, что интенсивность процессов синтеза ДНК в этих органах различна.

Поэтому в данных условиях эксперимента важно было определить, изменяется ли интенсивность синтеза нуклеиновых кислот при повышении концентрации кобаламинов в ткани, активно пролиферирующей в нормальных условиях (селезенка), и высокодифференцированной ткани печени.


«Роль эндогенных факторов в развитии лейкозов»,
под ред. проф. М.О. Раушенбаха