Исследование слуха камертонами

Это исследование отличается простотой проведения и портативностью инструментария, что позволяет проводить его в любой обстановке (но не шумной). Камертонами можно исследовать как воздушную, так и костную проводимость.

Существует специальный набор камертонов (Бецольда — Эдельмана), который позволяет проводить исследования по всей тон-скале — от 16 Гц (колебаний в секунду) до 4096 Гц. Более высокие частоты колебаний (до 20 000 Гц) воспроизводятся при помощи свистка Гальтона или монохорда Штрюйкена.

Однако такое исследование отнимает очень много времени и менее точно, чем исследование с помощью аудиометра.

Смотрите — Исследование слуха при помощи аудиометра

Обычно в условиях поликлиники используют два камертона с частотой колебаний — 128 Гц (С128) и 2048 Гц (С2048).

Это дает представление о состоянии звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата и позволяет определить локализацию поражения.

При исследовании камертоном последний следует лишь слегка придерживать за ножку пальцами (во избежание торможения его вибраций). Камертон подносят к наружному слуховому проходу максимально близко, но так, чтобы он не касался уха.

Камертон устанавливают таким образом, чтобы обе его бранши и отверстие наружного слухового прохода были в одной фронтальной плоскости. Для исследования костной проводимости ножку камертона приставляют к сосцевидному отростку.

Наконец, во избежание адаптации и утомления слуха через каждые 4 — 5 с камертон следует отдалять и вновь приближать к уху. Камертон заставляют вибрировать путем удара браншей по ладони (С128) или по колену (С2048) всегда с одной и той же силой.

При помощи камертона проводят так называемое количественное и качественное исследование слуха.

При количественном исследовании определяют время в секундах, в течение которого испытуемый слышит звучание камертона. Предварительно следует знать паспорт данного камертона, т. е. время, в течение которого звучание его воспринимается нормально слышащим ухом.

Качественное исследование проводят для определения локализации поражения в звукопроводящем или звуковоспринимающем отделе звукового анализатора. Для этого применяют опыты Ринне, Вебера и Швабаха, которые производят с помощью камертона С128.

При опыте Ринне сравнивают воздушную и костную проводимость каждого уха у больного. В норме воздушная проводимость всегда превышает костную (это обозначается как положительный опыт Ринне). При поражении звукопроводящего аппарата костная проводимость превышает воздушную (отрицательный опыт Ринне). При поражении звуковоспринимающего аппарата воздушная проводимость превышает костную, но та и другая укорочены по сравнению с нормой (малый положительный опыт Ринне).

При опыте Вебера камертон устанавливают на темени испытуемого. В норме звук воспринимается в месте приложения камертона («в голове») или одинаково отдает в оба уха («латерализация в оба уха»). При поражении звукопроводящего аппарата звук отдает (латерализация) в больное или хуже слышащее ухо (при двусторонней тугоухости). При поражении звуковоспринимающего аппарата звук отдает в здоровое ухо (латерализация в здоровое ухо) или лучше слышащее ухо.

При опыте Швабаха камертон устанавливают на теменной области больного и затем, по окончании восприятия его звука, переносят на теменную область врача (если, конечно, у последнего нормальный слух). При поражении звукопроводящего аппарата костная проводимость относительно удлиняется, и врач уже не слышит звучания камертона, тогда опыт производят в обратной последовательности.

При поражении звуко-воспринимающего аппарата костная проводимость у больного укорочена и врач продолжает слышать звук камертона (удлинение или укорочение проводимости при опыте Швабаха).

Специально для определения подвижности стремени (главным образом при диагностике отосклероза) производят (с помощью того же камертона С128) опыт Желле. Он заключается в том, что к теменной области больного приставляют ножку камертона и в это время при помощи баллона сгущают воздух в наружном слуховом проходе.

Если стремя подвижно, то при сгущении воздуха оно вдавливается в овальное окно, что вызывает повышение внутрилабиринтного давления и, следовательно, ухудшение восприятия звука камертона (положительный опыт Желле). При фиксации стремени изменение давления в наружном слуховом проходе никакого влияния на восприятие звучания камертона не оказывает (отрицательный опыт Желле).

«Справочник по оториноларингологии», А.Г. Лихачев