ЛФК

Важное место в восстановительной терапии занимают массаж и лечебная гимнастика, которые нормализуют сосудистый тонус, улучшают обменные процессы.

Массаж и лечебная гимнастика показаны детям с поражением нервной системы, особенно с двигательными расстройствами, с 10—12-го дня жизни. Они регулируют тонус пораженных мышц, способствуют развитию нормальной рефлекторной деятельности, восстановлению врожденных двигательных рефлексов и устранению патологических синергии. Перед занятием рекомендуется использовать упражнения для расслабления путем позы «эмбриона» по Бобату с последующими покачивающими движениями. С целью расслабления повышенного тонуса мышц применяют поглаживание, вибрацию, легкое растирание, вибрационный точечный массаж.

При гипотонии применяют приемы, способствующие повышению мышечного тонуса: похлопывание и глубокое разминание. После массажа проводят лечебную гимнастику, состоящую из упражнений рефлекторно-пассивного характера. Обязательно включают упражнения для дыхания и паузы отдыха. Комплекс упражнений подбирают индивидуально с учетом активности больного и изменений в рефлекторной сфере. Особое внимание обращают на стимуляцию ползания, шаговых реакций и хватательных движений.

После массажа и лечебной гимнастики рекомендуется специальная ортопедическая укладка больного: при повышенном мышечном тонусе — отведение рук вверх и в стороны, максимальное разведение ног. Длительность укладки от 10—15 мин до 2—3 ч. При повышении мышечного тонуса только в ногах можно применять широкое пеленание с помощью валика или специальной шины-трусов. При мышечной гипотонии создается среднее физиологическое положение.

С конца первого месяца жизни 1 раз рекомендуется проводить гимнастику на мяче. Для устранения лабиринтного тонического рефлекса основным мероприятием является укладка ребенка в позу эмбриона с покачиванием до 15 раз. Стимуляцию моторики проводят в той же последовательности, что и у здорового ребенка. Необходимо начинать с установочного рефлекса на голову, затем обучать сидению, ползанию, ходьбе, элементам произвольной моторики рук в соответствии с возрастом.

При нарушении предречевого и речевого развития требуется ранняя логопедическая коррекция. Таким образом, только комплексный патогенетический подход к лечению поражения ЦНС новорожденного ребенка с соблюдением принципов этапности и непрерывности может в значительной мере способствовать восстановлению нарушенных функций.

«Справочник по педиатрии», А.К.Устинович