Медицинская радиология

Уважаемый читатель!

Мы — современники и свидетели блестящего и все ускоряющегося прогресса медицинской радиологии. На наших глазах происходит подлинная революция в ее методологических основах и технических средствах. В клиническую практику властно внедряются новые технологии, новые методы получения изображений для медицинской диагностики, новые способы лучевой терапии.

С каждым годом изучение медицинской радиологии приобретает все большее значение в общей системе подготовки врача.

Структура предлагаемого Вам учебника отличается своеобразием. Каждая глава открывается кратким введением — вступительным словом, в котором суммированы основные положения темы. В остальном же глава состоит из бесед, содержащих сравнительно небольшие порции информации.

Беседы одной главы взаимосвязаны, но любая из них — это логически обособленная часть излагаемой темы. Новый материал порой перемежается ссылками на сведения других медицинских дисциплин, что подчеркивает коллективный характер современного врачебного дела. Не все мы смогли и захотели разъяснить. «Остроумная манера писать состоит, между прочим, в том, что она предполагает ум также и в читателе…» (Л. Фейербах). В. И. Ленин, приводя этот афоризм в «Философских тетрадях», написал: «Метко!»1

Беседу необходимо прочесть 1 — 2 раза, стараясь понять содержащиеся в ней новые данные, но отнюдь не заучивая их. По ходу многих бесед читателю предлагается выполнить задания, что возможно лишь при усвоении содержания бесед. Ответы к задачам помещены в конце главы. Но не спешите обращаться к ответам!

Прислушайтесь к мудрому совету Г. Лессинга:
«Если бы всемогущее существо, держа в одной руке истину, а в другой искание истины, сказало мне: Выбирай! Я отвечал бы ему: О, Всемогущий! Оставь истину себе и позволь мне искать ее».

В конце книги приведены справочные материалы, без которых решение ряда задач невозможно.

Таким образом, важная особенность данного учебника — изложение необходимых сведений небольшими порциями с немедленным контролем усвоения прочитанного. Все задачи подобраны с учетом реальных условий работы врача. Следовательно, контроль в этой книге призван подготовить читателя к практическому использованию полученных знаний. Некоторые задачи покажутся трудными, их решение потребует напряжения умственных сил, ответ найден не сразу. Но преодоление трудностей — лучший способ воспитания и обучения; «…никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не остается на долю читателя. Дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать» (Ш. Монтескье).

Разумеется, консультация преподавателя всегда явится подспорьем при обсуждении бесед и заданий учебника. Несмотря на наличие учебника, преподаватель остается ведущей фигурой, душой педагогического процесса.

Объем материала в руководстве несколько выходит из рамок курса медицинской радиологии. Это сделано сознательно. Сведения по радиологии понадобятся студентам при прохождении других дисциплин и в субординатуре.

Кроме того, отсутствует руководство по радиологии для врачей общего профиля. Мы надеемся, что данная книга в известной мере восполнит этот пробел. Конечно, в ней приведен лишь минимум знаний по радиологии, и мы не рассчитываем на то, что, освоив их, студенты будут сразу готовы к самостоятельной работе в этой области. Всякое дальнейшее продвижение потребует использования дополнительной литературы, список которой представлен в специальном разделе.

Итак, в добрый путь и да сопутствует Вам успех!

1Ленин В. И. Философские тетради. — Поли. собр. соч., т. 29, с. 63.

«Медицинская радиология»,
Л.Д.Линденбратен, Ф.М.Лясс