Уменьшение толщины рубца

Уменьшение толщины рубца всегда сопровождается его размягчением. Такие рубцы легко берутся в складку, их на ограниченном участке можно приподнять пальцами, они мягкие, иногда тоньше нормальной кожи, лишены эластичности. Поэтому даже успешно леченный келоидный или гипертрофический рубец существенно отличается от нормальной кожи.

В процессе лечения триамцинолона ацетонидом возникают новые деформации рубца, в частности под эпидермисом начинает просвечивать сеть разнокалиберных сосудов. Она обезображивает вид рубца. Телеангиэктазии увеличиваются по мере атрофии рубца. Это не новообразованные сосуды от введения кортикостероидов, а сохранившиеся на фоне исчезновения келоида и соединительной ткани.

Вследствие этого вся сеть сосудов рубца оказывается под тонким эпидермисом. Избыток сосудов в уплощенном рубце и поверхностное залегание капилляров обусловливают розовую окраску атрофированного рубца. В противоположность этому атрофия рубцов, наступающая спонтанно или под влиянием других консервативных методов лечения, всегда сопровождается прогрессирующим исчезновением его розовой окраски и запустеванием сосудистой сети.

Другим осложнением лечения рубцов триамцинолона ацетонидом являются скопления его кристаллов в виде белых «озер». Эти белые пятна расположены по ходу игольных каналов. «Озера» не превышают 1,5—2,5 мм, расположены под эпидермисом, сохраняются там месяцами и годами при слабовыраженной динамике. Белые «озера» хорошо заметны на розовом фоне рубца, что снижает эффект лечения.

Там, где расположены эти озера, атрофированный рубец больше не растет, не рецидивирует. В процессе лечения белые пятна мало беспокоят больных, но в последующем их необходимо удалять либо активным локальным массажем, либо рассечением над ними эпидермиса и выскабливанием кристаллов микрокюреткой. По данным J. Kiil (1977), через 1 год рецидив возникает у 1/3, а через 5 лет — у 1/2 больных.

Учитывая, что послеожоговые келридные и гипертрофические рубцы медленно подвергаются обратному развитию, а после лечения остается их розовая окраска, появляются телеангиэктазии и белые «озера» скопления кристаллов, целесообразнее толстые и «несвежие» келоиды сначала иссечь, где это возможно по косметическим соображениям, а затем контролировать рост послеоперационного рубца.

Исключение составляют бледно-розовые, едва возвышающиеся (на 1—3 мм) рубцы, а также и более толстые, расположенные в области губ, носа и на других участках лица, где их удаление и закрытие раны сближением ее краев могут вызвать вторичный косметический дефект. Если после иссечения келоида на лице потребуется пластика раны расщепленной кожей, то следует принять все меры, чтобы достичь атрофии рубца. Атрофированный рубец на лице может быть лучше в косметическом отношении, чем отличающийся по окраске трансплантат пересаженной кожи.

«Реабилитация обожженных», В.В.Юденич