Особенности операций при спаечной кишечной непроходимости

Спаечная непроходимость занимает особое место в хирургии илеуса в связи со своеобразием и не до конца выясненным патогенезом этого заболевания. Причины образования спаек в брюшной полости многообразны.

Среди них определенное значение имеют:

  1. предшествующие операции, сопровождающиеся травматизацией тканей;
  2. длительный послеоперационный парез кишечника;
  3. кровоизлияния в брюшную полость;
  4. инородные тела в брюшной полости;
  5. физическое повреждение брюшины (охлаждение, перегревание, высушивание);
  6. хронические воспалительные заболевания органов брюшной полости;
  7. ишемические изменения в тканях и т. д.

Не следует забывать, что 25% больных, оперированных по поводу спаечной непроходимости, в прошлом не перенесли никаких хирургических вмешательств (В. М. Удод и соавт., 1978).

Среди этиологических факторов, вызывающих спаечную болезнь, наибольшее значение имеют перенесенные в прошлом операции по поводу недеструктнвного аппендицита и заболеваний половой сферы (Д. П. Чухриенко и соавт., 1972). Основной причиной развития спаечного процесса у больных после аппендэктомии является значительная травматизация мезотелия брюшины при длительной ревизии органов брюшной полости, которая проводится в связи с несоответствием клинической картины заболевания и операционной находкой.

Однако указанные этиологические факторы, являясь причинамн образования спаек, еще не могут рассматриваться как основная причина возникновения самой спаечной болезни. Необоснованность взгляда на спайки брюшной полости как на причину спаечной болезни доказывается и тем, что спайки после операций наблюдаются у 90% оперированных больных, а истинная спаечная болезнь встречается у них во много раз реже (К. С. Симонян, 1966).

За последние годы высказывается все чаще точка зрения на спаечную болезнь как на гиперергическую реакцию соединительной ткани, в результате гетеро- или аутосенсибилизации, близкой по своей природе к коллагеновым заболеваниям (Р. А. Женчевский, 1971, 1975; А. Н. Дубяга, 1978).