Электрокардиограмма детей школьного возраста (7—15 лет)

Электрокардиограмма детей школьного возраста (7—15 лет) приближается к ЭКГ взрослых, но имеет ряд характерных особенностей. К этим особенностям относятся все еще заметная лабильность пульса, выраженная синусовая аритмия, более короткая, чем у взрослых, продолжительность интервала Р—Q, комплекса QRS.

Частота пульса колеблется в больших пределах (70—90 ударов в минуту). Продолжительность интервала Р—Q равна 0,14—0,18 с, в среднем 0,14 с, длительность комплекса составляет QRS 0,06—0,08 с, продолжительность электрической систолы — 0,28—0,39 с (в зависимости от частоты сердечной деятельности).

Соотношение величины зубцов R и S в стандартных отведениях меняется в сторону еще большего увеличения зубца R в первых двух стандартных отведениях и уменьшения глубины зубца S. Соответственно этому чаще встречается нормальный тип ЭКГ, затем правый и левый типы. Чаще всего, как и в предыдущей возрастной группе, наблюдается вертикальная электрическая позиция сердца. Комплекс QRS может быть деформирован в виде буквы М или W.

В правых грудных отведениях снижается высота зубца, увеличивается глубина зубца S. В левых грудных отведениях уменьшается глубина зубца S, а зубец R остается высоким. Зубец Р в первых двух стандартных отведениях положителен, в III стандартном отведении может быть отрицательным, двухфазным или сглаженным.

Отношение высоты зубца Р к высоте зубца R в первых двух стандартных отведениях равно 1:8; 1:10. В правых грудных отведениях зубец Р может быть заостренным. Продолжительность зубца Р равна 0,05—0,1 с, в среднем 0,08 с. Зубец Q встречается непостоянно, чаще всего в III стандартном отведении (где он может быть глубоким и превышать величины зубца R), очень редко в I стандартном и в I грудном отведении. Его величина у детей школьного возраста меньше, чем у дошкольников. Зубец Т в III стандартном и I грудном отведениях может быть отрицательным. Отношение величины зубца Т к зубцу Р равно 1:3; 1:4.

«Детская торакальная хирургия», В.И.Стручков

← Назад
Вперед →