Результаты хирургического лечения

При резекциях поджелудочной железы применяем аппараты УКЛ-40 и УКЛ-60, при резекциях поперечно-ободочной кишки — аппарат СК-272. За последние годы мы стали систематически дренировать двенадцатиперстную кишку с помощью тонкого зонда, который вводится через носовые ходы в приводящую петлю тощей кишки при эзофагоеюностомии и непосредственно в 12-перстную кишку при эзофагодуоденостомии и замещении желудка сегментом тощей кишки.

Это мероприятие улучшает послеоперационное течение: реже стали наблюдаться тяжелые порезы кишечника и даже непроходимость кишок. На 417 гастрэктомии, произведенных в институте, послеоперационная летальность составила в среднем 13,6%. Наиболее благоприятные результаты были получены нами после тотальных гастрэктомии с наложением эзофагоеюностомии. Послеоперационная летальность после этой операции равна 11,6%.

Тотальные гастроэктомии с замещением желудка сегментом тощей кишки сопровождались более высокой летальностью — 18,1%. Еще более высокая послеоперационная летальность имела место после тотальных гастрэктомии с наложением эзофагодуоденостомии — 21,9%. Что касается ограниченных опухолей желудка, расположенных в дистальном его отделе, то при этих формах были произведены субтотальные резекции желудка у 215 больных и частичные резекции — у 63 больных. Мы давно уже отказались от частичных резекций желудка при раковом его поражении любой локализации.

По соответствующим показаниям применяем тотальную гастрэктомию, субтотальную резекцию и сравнительно редко — проксимальную субтотальную резекцию желудка. Послеоперационная летальность после резекции желудка, включая проксимальные резекции, составила 7,6%. В целом послеоперационная летальность после радикальных операций по поводу рака желудка составила 11,2%.

Учитывая характер оперативных вмешательств, среди которых преобладающим видом являлась тотальная гастрэктомия, этот показатель следует признать вполне удовлетворительным. Помимо радикальных вмешательств 416 больным осуществлены паллиативные операции, в том числе гастроэнтеростомии 309, гастростомии 36, еюностомии 41, обходные анастомозы 30. У 712 больных оперативное вмешательство ограничилось пробной лапаротомией.

Эти данные свидетельствуют о том, что мы ставим широкие показания к пробным и паллиативным вмешательствам. Наш опыт вполне оправдывает подобную тактику. В заключение следует сказать, что решающее значение в дальнейшем улучшении результатов хирургического лечения рака, желудка имеет совершенствование методов ранней диагностики этого заболевания.

«Вопросы клинической и экспериментальной онкологии», А.И.Саенко