Результаты лечения лимфогрануломатоза

За последние годы произошли очень большие изменения во взглядах на патогенез, методы лечения и прогноз при лимфогрануломатозе. До настоящего времени был распространен взгляд на лимфогрануломатоз как на первично системное заболевание с неизбежным смертельным исходом. Течение лимфогрануломатоза очень сходно со злокачественными опухолями.

Заболевание почти всегда начинается с поражения какой-либо одной группы лимфатических узлов. Последние годы многие исследователи считают, что лимфогрануломатоз — это опухоль, распространяющаяся метастатически, не являющаяся первично системным заболеванием всей лимфатической ткани.

Еще в 1890 г. русский ученый С. Я. Березовский писал о саркомах лимфатических желез и лимфогранулематозе: «обе эти болезни суть настоящие злокачественные опухоли и, следовательно, страдание первоначально и местного характера». Взгляды на лимфогрануломатоз как на первично местное заболевание изменили подход к выбору методов его лечения. Наибольшее значение в данное время придается лучевым методам в дозах, соответствующих опухолевым заболеваниям.

По международной классификации, принятой в 1965 г. в Нью-Йорке и Париже, при I и II стадии лимфогрануломатоза рекомендуется проводить лучевую терапию, при III и IV стадии — химиотерапию, дополняемую у части больных лучевой терапией (Байсаголов Г. Д., Хмелевская 3. И., Вермель А. Е., Лорие Ю. П., Рудерман А. И., Ногтикова Л. Т. и др.).

В Киргизский научно-исследовательский институт онкологии и радиологии за 20 лет с 1950 по 1969 г. обратилось 252 больных лимфогранулематозом. Специфическое лечение проведено у 219 больных. 33 больных по разным причинам получали только симптоматическое лечение. В данной статье мы пользуемся классификацией З. В. Манкина.

Среди больных лимфогрануломатозом, получавших специфическое лечение, у 33 была быстротекущая форма, у 186 — хроническая. Из них с I стадией было 57 больных, со II ст. — 90 больных и с III ст. — 39 больных. Локализованная форма наблюдалась у 90 больных, частично генерализованная — у 41 больного, полная генерализация процесса — у 55 больных.

«Вопросы клинической и экспериментальной онкологии», А.И.Саенко