Хронические полисинуситы

Тесные анатомо-физиологические взаимоотношения придаточных пазух носа предопределяют возможность как их одновременного заболевания, так и переход воспаления из одной придаточной пазухи на остальные. Множественные поражения придаточных пазух носа по своему клиническому течению существенно отличаются от клиники моносинуситов.

При этом заболевании, по мнению ведущих оториноларингологов, не существует характерных ведущих симптомов, так как очень часто поражение одной из придаточных пазух является ведущим и маскирует воспаление других пазух [Тарасов Д. И., 1974; Киселева Т. И., 1978; Пальчун В. Т. и др., 1982]. При развитии такого рода воспаления не обязательно поражение всех придаточных пазух, но, как правило, заболевание охватывает клетки решетчатого лабиринта и верхнечелюстную пазуху, а одновременно, в зависимости от превалирования локализации, могут быть вовлечены в процесс лобная или клиновидная пазуха.

 Рентгенограмма придаточных пазух носа  Рентгенограмма придаточных пазух носа

Выраженное затенение всех пазух (паксинусит).

Известно, что передневерхние (лобная пазуха) и задневерхние (клиновидная пазуха) отделы придаточных пазух носа начинают развиваться с 4 — 6 лет и хорошо выражены только к 10 — 12 годам, поэтому полисинуситы у детей и встречаются в основном в этом возрасте. Необходимо отметить разноречивость статистических данных по частоте поли и пансинуситов у детей. Данные секционного материала свидетельствуют о частом поражении пазух основной кости, что в значительной мере противоречит клиническим наблюдениям [Счастливова Г. П., 1978].

Сведения, приводимые по клиническим данным, показывают, что среди всех хронических заболеваний придаточных пазух носа полисинуситы занимают около 24 %, в том числе сфеноидиты — 4,1 %, а пансинуситы — 1,2% [Морозов И. А., 1975; Спокойная В. А., 1975; Евдощенко Е. А., Лекарева Н. Я., 1976]. Диагностика полисинуситов часто представляет довольно сложную задачу, так как выраженность клинических проявлений в одной или группе пазух может в значительной мере завуалировать симптомы поражения других пазух. В симптоматике заболевания при поли и пансинуситах часто превалируют явления неспецифической риносинусогенной хронической интоксикации [Лисицын Е. Д., 1970].

 При этом жалобы носят полиморфный характер: быстрая утомляемость при физических и умственных нагрузках, плохой сон, пониженный аппетит, тяжесть в голове или головная боль различной локализации, неопределенного характера головокружения, понижение или быстрая утомляемость зрения, затрудненное носовое дыхание, наличие выделений из носа, расстройства обоняния, жжение в гортани и глотке, длительный кашель, особенно по ночам, и мн. др.

Среди указанных жалоб головная боль может быть очень характерной и одновременно носить различный характер. Если при поражении верхнечелюстных пазух и клеток решетчатого лабиринта головная боль больше локализуется в лобнотеменной и височной области, а также в переносице, то с вовлечением в процесс лобной пазухи она распространяется на надбровную область, а при наличии сфеноидита — на теменную и затылочную часть головы.

Необходимо отметить, что у большинства больных головная боль сопровождается ее иррадиацией [Дунайвицер Б. И. и др., 1978], причем распространение болей наиболее часто связано с переходом патологического процесса на определенные зоны ЦНС, а также с явлениями вторичной невралгии ветвей тройничного нерва. Так возникают резко выраженные боли, отдающие в нижнюю челюсть, в зубы, в область глазного яблока, болезненность во время причесывания и другой локализации [Киселева Т. И., 1978].


«Воспаление придаточных пазух носа у детей»,
М.Я. Козлов