Перспективы развития комплекса наук о мозге

Перспективы развития комплекса наук о мозге в значительной мере зависят от соотношения двух тенденций в современной науке: усиливающегося стремления к практическому сотрудничеству и теоретическому синтезу различных областей знания, с одной стороны, а с другой — ко все большей дифференциации науки и узкой специализации ученых.

Вторая тенденция обусловливает все большее дробление предмета изучения — чем и определяются основные успехи эксперимента, опирающегося на усовершенствование старых и развитие новых технических методик исследования. В то же время область серьезной, строго научно объективной разработки синтетических проблем, потребность в которой быстро возрастает, значительно отстает.

Здесь еще нередко господствуют теории идеалистического или механистического толка, общая черта которых заключается в явном несоответствии современному развитию как биологии и физиологии, так и естествознания и философии в целом.

Тесная взаимосвязь многочисленных направлений в изучении мозга неизбежно должна стать важнейшим методологическим и конкретно-методическим принципом прогресса в этой области. Единство материально-физиологического, формально-информационого и содержательно-психологического в деятельности высших отделов мозга требует и единства соответствующих методов изучения.

В особенности это относится к разработке комплексных методов изучения прямого соотношения психического и физиологического, конкретных механизмов порождения первого вторым, т. е. психофизиологической проблемы в собственном смысле. В этом комплексе важнейшую роль играет созданное И. П. Павловым учение об условнорефлекторном поведении и его непосредственных корково-подкорковых нейродинамических механизмах.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов