Психические явления и их нейродинамическая интерпретация

Нередко в фокусе внимания различных нейрофизиологических направлений оказывают одни и те же иди почти одни и те же объективные стороны деятельности головного мозга, и тогда последние отображаются посредством различных, но очень близких по содержанию понятий. Проиллюстрируем это на одном примере.

Обобщая результаты своих экспериментальных исследований двигательных актов и многие нейрофизиологические данные, Н. А. Берйштейн выдвинул представление о формировании в головном мозгу особого нейродинамического комплекса, программирующего в общих чертах предстоящее действие и получившего название «двигательной задачи», «модели потребного будущего».

Но весьма близкими к этому являются другие широко употребляемые в современной нейрофизиологии понятия — такие, как «вероятностное прогнозирование в деятельности мозга» (И. М. Фейгёнберг), «опережающее возбуждение» (П. К. Анохин), «образ» (И. С. Беритов), «нервная модель стимула» (Е. Н. Соколов), «установка» (Д. Н. Узнадзе), «единица ТОТЕ», где ТОТЕ означает: «проба-операция-проба-исход» (Дж. Миллер, Е. Галантер, К. Прибрам) и. др. понятия.

Мы не случайно взяли именно этот пример, так как хотели лишний раз подчеркнуть сопоставимость и взаимозаменяемость без большой погрешности некоторых нейрофизиологических и психологических понятий (скажем, «установки» и «модели потребного будущего»), откуда следует неправомерность общего истолкования психического в качестве высшего, а физиологического в качестве низшего. Категория физиологического охватывает явления различной степени сложности.

Некоторые из них представляют наиболее высокоорганизованные формы деятельности головного мозга. Эти наиболее сложные формы отображаются на языке нейрофизиологии пока еще крайне абстрактно, что, однако, не может служить поводом для изъятия их из сферы физиологических явлений и причисления их исключительно к разряду явлений психологических.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов