Критика идеалистических и дуалистических концепций в нейрофизиологии и психофизиологии

В современных условиях вопросы идеологической борьбы в области философских проблем естествознания приобретают все более острый характер.

В этой борьбе находит отражение коренная противоположность двух мировоззрении — материалистического и идеалистического — и их столь же противоположное влияние на ход развития научного познания.

В. И. Ленин подчеркивал, что «естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом».

«Без этого, — писал он ,— крупные естествоиспытатели так же часто, как до сих пор, будут беспомощны в своих философских выводах и обобщениях. Ибо естествознание прогрессирует так быстро, переживает период такой глубокой революционной ломки во всех областях, что без философских выводов естествознанию не обойтись ни в коем случае».

Эти ленинские слова как нельзя более актуально звучат сегодня и в полной мере приложимы к развитию всего того обширного комплекса наук, которые исследуют отражательную и управляющую деятельность головного мозга, они нацеливают на бескомпромиссную критику идеалистических тенденций в современном естествознании.

Философский идеализм преломляется и воплощается в медико-биологических дисциплинах и психофизиологии в разнообразных формах. Одна из них произрастает из почвы самих этих наук, но, разумеется, из чуждого естествознанию семени, специализированных общих концепций типа неовитализма, холизма, психофизиологического параллелизма и т. д., оказывающих существенное влияние на теоретическое мышление естествоиспытателей.

В качестве примера можно указать на концепцию неовитализма Г. Дриша и холизма Дж. Смэтса, имеющих своих продолжателей и почитателей среди современных биологов и психологов. В центре внимания обеих концепций стоит проблема органической целостности.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов