Опыт научного познания

Одно дело, положительные исследования, другое дело «метафизические» убеждения ученого — это разные вещи, и незачем связывать их друг с другом. К сожалению, подобные иллюзии разделяют многие выдающиеся нейрофизиологи, хотя, казалось бы, что эти иллюзии должны рассеиваться уже при первых шагах их теоретической деятельности.

Поистине поразительная для выдающегося ума слепота! Весь опыт научного познания настойчиво свидетельствует, что метафизические, т. е. по существу мировоззренческие, убеждения ученого оказывают не только опосредованное, но и самое непосредственное влияние на процесс его творческой деятельности. И, пожалуй, ярче всего это проявляется в образе мышления нейрофизиологов, сталкивающихся лицом к лицу с психическими явлениями и острой необходимостью их объяснения в связи с наблюдаемой ими материальной деятельностью мозга.

Рассмотрим кратко в указанном отношении взгляды одного из крупных нейрофизиологов нашего века Чарльза Шеррингтона, которому принадлежит немалая роль в упрочении дуалистической традиции в западной психофизиологии.

Справедливо подчеркивая приспособительную роль психики, тесную связь психических явлений с нейрофизиологическими и соматическими процессами, Ч. Шеррингтон уже в своей книге «Интегративная деятельность нервной системы», вышедшей в 1906 г., склоняется к дуалистическому истолкованию старой проблемы духа и тела. Главный вопрос, на котором он сосредоточивает внимание, состоит в том, как связаны духовные явления с материальной деятельностью мозга.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов