Мировоззренческие установки

Внимательное чтение показывает весь трагизм борьбы Шеррингтона — естествоиспытателя против своих же мировоззренческих установок. С одной стороны, он решительно настаивает на неразрывной связи психического с физиологическим, призывает к объединению этих разнородных явлений в научном исследовании. Но, с другой стороны, он не в состоянии преодолеть предвзятого представления об абсолютном отличии психических явлений от материальных и не в состоянии перешагнуть вырытую им же пропасть.

Реальные трудности исследования психических явлений физиологическими методами углубляют это противоречие.

В дальнейшем Шеррингтон все более определенно ищет выход на путях дуалистического параллелизма духовных и телесных явлений (мы имеем в виду его широко известную книгу «Человек о своей природе», представляющую собрание лекций, прочитанных им в 1937—1938 гг. в Эдинбургском университете).

Психическое, духовное не возникает из материального, оно изначально, оно лишь пробуждается, приобретая развитую форму. И хотя «кора является той областью, где встречаются мозг и дух» встречаются они, так сказать, на паритетных началах.

Мысль не является функцией мозга, субъективным проявлением его материальной деятельности, она имеет свой особый источник, лежащий за пределами материи вообще, но почему-то обитает все-таки в мозгу. И Шеррингтон делает еще один вполне логичный в его позиции шаг: он склонен вообще вынести психическое, духовное за пределы естествознания, в сферу «естественной теологии».

Эта операция проводится на том основании, что психическое не является физическим, а поэтому недоступно естественнонаучному исследованию. «Физиология, естествознание хранят молчание по поводу всего, что лежит за пределами физического».

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов