Идеалистические и дуалистические взгляды

И если Экклз считает, что его гипотеза способствует расширению границ естественных наук за пределы «природной системы — материи, энергии», то мы вынуждены признать, что в действительности такое расширение означает только выход за пределы науки, в области теологии или спиритизма, ибо неуловимый дух сам по себе остается по-прежнему абсолютно неподвластным методам естественнонаучного исследования, но может в то же время делать с нами и нашим мозгом все, что угодно, а в этом случае мы оказываемся на положении тех, кто в свое время вел серьезные споры о количестве чертей, способном уместиться на конце иглы.

Таков неизбежный итог использования дуалистического принципа, попыток его развития и конкретизации. Дуализм становится неотличимым от объективного идеализма. Применение же идеалистических и дуалистических принципов к психофизиологической проблеме заводит ее в тупик, искусственно создает непреодолимые трудности в понимании природы психического.

В частности, вытекающая из дуалистических предпосылок концепция психофизиологического параллелизма означает, по существу, агностицизм в области психофизиологической проблемы, ибо сколько бы мы ни продолжали ее, параллель духовного и телесного не сможет слиться, и все сводится к простому сосуществованию этих абсолютно несовместимых начал во времени.

Следует подчеркнуть, что многие нейрофизиологи, психологи и представители смежных специальностей в странах Запада отдают себе полный отчет в том вреде, который наносят науке идеалистические и дуалистические взгляды, и подвергают их резкой критике с материалистических позиций.

Так, известный американский ученый К. Прибрам, говоря о перспективах развития нейропсихологии, в которую им внесен крупнейший вклад, специально отмечает: «Основное препятствие к развитию нашей области знаний заключалось в философском дуализме, которым были отмечены все направления исследования поведения в течение последних пятидесяти лет».

В противоположность дуалистическим концепциям, английский физиолог Л. О. Лири, обобщая достижения нейрофизиологии и нейроморфологии за последние тридцать лет (учения о химических медиаторах и о проведении возбуждения в синапсах и постсинаптических потенциалах, о спонтанных ритмах и корковых потенциалах, данные электронной микроскопии и т. д.), приходит к выводу, что расширение и углубление наших знаний о структуре и функциях головного мозга приближают нас к нейрофизиологической интерпретации проблемы сознания.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов