Мозговые нейродинамические явления

По вполне понятным причинам психологическое описание, которое по преимуществу является чисто феноменологическим, обладает несоизмеримо большим разнообразием по сравнению с физиологическим описанием деятельности мозга. Отсюда, собственно, и проистекает впечатление, будто психическая деятельность неизмеримо «богаче» тех нейродинамических отношений, которые имеются в головном мозгу.

А вместе с этим крепнущим впечатлением складывается необоснованное убеждение в принципиальной невозможности «свести» психические явления к мозговым нейродинамическим явлениям. Отсюда уже один шаг до дуализма, ибо психическим явлениям не остается места в головном мозгу и тогда они выносятся за пределы мозга (как это мы видели у Экклза, по мнению которого духовное, психическое лишь на время снисходит до того, чтобы пообитать в человеческом мозгу).

Так, вполне естественный для нынешнего уровня научного познания разрыв между двумя системами понятий (который все же заметно сокращается) вследствие грубой онтологической интерпретации оборачивается расколом мира на две противоположные и в то же время самостоятельные сущности.

Именно здесь таятся весьма важные гносеологические причины дуалистических взглядов. Они продуцируют убеждение, приобретающее прочность предрассудка, что психическое не «содержится» в нейродинамических отношениях головного мозга (физиологическом) и что поэтому физиологические исследования принципиально не способны раскрыть природу психического и объяснить его во всех его свойствах. При этом указанное предубеждение подкрепляется тем аргументом, что мы не можем добыть содержание психических явлений прямо и непосредственно из нейродинамических отношений мозга.

Происходит, в сущности, следующий казус: цель научного познания объявляется принципиально недостижимой на том основании, что она еще не достигнута.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов