Более подробные ИПС нужны по методам исследования. Основой документации служит карта исследований, в которой отражены данные общепринятой клинической методики. Не нужно думать, что вычислительная техника позволит сделать что-то из ничего.
К примеру, существует обычная методика электрокардиографии с 12 отведениями. Но есть предложение делать 100 отведений и получать дополнительные признаки, якобы имеющие большую ценность.
Фактически же сведения об этой усложненной методике вводить в ИПС не нужно, потому что для статистического доказательства ее преимуществ нужен большой материал, а без этого будет проведена только лишняя работа. В ИПС вводятся все первичные данные, полученные при исследовании, или первичный документ — рентгенограмма и кривые.
Затем производится расшифровка — выявление признаков — это обобщенная модель исследования.
Особое внимание следует обратить на строгую стандартизацию как методики самого исследования, так и расшифровки для получения признаков. Это нужно для того, чтобы до минимума свести субъективность врача. Очень важно провести сравнительную работу по определению степени субъективности, чтобы ввести эти данные в ИПС.
В будущем можно рассчитывать, что исследование и расшифровку будет делать машина. Тогда достоверность признаков будет большей, однако не станет полной. Например, трудно получить стандартные фонокардиограммы, потому что точки, в которых они записываются, разные у людей с различными размерами сердца, и их нельзя привязывать только к скелету грудной клетки.
Следовательно, даже если кривые будут расшифровываться машиной, разница в признаках останется, поскольку саму методику снятия кривых невозможно полностью стандартизировать.
«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов