По данным метода исследования, можно выделить и более обобщенную модель — диагноз с определенной вероятностью.
Однако это едва ли целесообразно, поскольку при этом не реализуется главное преимущество кибернетического подхода — оценивать совокупность признаков, полученных разными методами исследования. Конечно, изредка когда в архиве ИПС по одному методу накопится достаточно материалов с проверенными диагнозами, можно делать и категорическое заключение о диагнозе.
Кибернетика может расширить эти возможности, так как позволяет выявить неиспользованные резервы в пределах одного метода исследования — в виде комбинации первичных или мелких признаков, которые врач не мог оценить, не имея возможности произвести многочисленные статистические сопоставления.
Однако нельзя переоценивать метод и утверждать, как делают некоторые, что если расширить метод исследования и использовать ИПС, то при помощи одного этого метода можно будет ставить точные диагнозы, например, снимать сто точек ЭКГ, обрабатывать на машине и получать исчерпывающие данные для диагностики пороков по одной ЭКГ. Это было бы так, если бы не анатомические варианты расположения органов в норме и особенно в патологии. Нельзя снять даже четыре отведения с одних и тех же точек у всех больных, а отсюда меняются кривые, признаки и их ценность.
Можно представить самые различные ИПС — обобщенные и частные: по диагностике, по лечению, по отдельным методам исследования. По существу любая научная работа, связанная с изучением разнообразия сложной системы, должна обязательно использовать эти новые методы хранения и обработки информации. Это не только экономит труд, но и позволяет выявить неизвестные ранее закономерности, поскольку машинная информация позволяет провести разносторонний статистический анализ, на который не хватает времени при «ручной» обработке сведений.
«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов