Методологический аспект проблемы старения

Рассматривая старение как результат первичных структурных изменений или нарушений деятельности какого-либо одного органа или одной системы, авторы таких теорий, при всей ценности фактических данных по частным вопросам, естественно, не могли постичь сущности такого сложного процесса, как старение.

Критически оценивая «плетору частных теорий старения», претендовавших на роль причинных, И. В. Давыдовский указывает, что старение это общая и сложная биологическая закономерность, не охватываемая только частными причинно-следственными связями.

«Наблюдаемые же в старости частные феномены, несомненно, имеют причинные взаимосвязи, помогающие объяснить эти феномены в их становлении и развитии. Речь идет здесь уже не о причине (не «почему» или «отчего»), а о том, как возникает старость, какова ее биотехника, то есть, геронтогенез».

Отвергнутыми оказались виталистические и механистические теории «истощения жизненной энергии», «изнашивания», субъективные суждения «о растрате жизненной материи» (И. Р. Тарханов). Современные теории старения в значительной степени обнимаются общим положением, что старость — результат уменьшения возможностей адаптации организма к внешней среде.

Перестройка жизненно важных процессов регуляции и адаптации в стареющем организме сопровождается изменением соотношений нервных и гуморальных компонентов, при повышенной чувствительности к гуморальным факторам и снижении ее к факторам нервным изменяются функциональные взаимоотношения центров и периферии на этапе прямых и обратных связей (В. В. Фролькис).

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов