Признаки нарушения психомоторного развития

В период новорожденности выраженность эмоциональных реакций и их порог значительно варьируют в норме, что обусловлено рядом факторов: генотипическими особенностями организма в целом, типом высшей нервной деятельности, порогом возбудимости нервной системы, индивидуальными биоритмами, физиологическим состоянием организма (сыт, голоден, степень опорожнения кишечника) и др.

Поэтому одни новорожденные реагируют криком на малейший неприятный для них раздражитель, также легко вызвать у них положительную эмоциональную реакцию. У других новорожденных обе реакции вызываются с трудом.

Все это необходимо учитывать при осмотре новорожденного во избежание диагностических ошибок. В то же время не следует все отклонения от определяемых обычно у здорового ребенка реакций относить за счет индивидуальных особенностей.

Так, если ребенок не кричит даже когда он очень голоден, когда у него имеется задержка стула или когда он долго лежит мокрый, если его не удается разбудить во время осмотра, это можно расценивать как состояние резкой заторможенности, апатии.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба