У заторможенных, апатичных детей не удается вызвать положительных эмоциональных реакций, несмотря на все усилия. Состояние заторможенности, апатии в период новорожденности характерно для глубоко недоношенных и незрелых детей.
Оно может быть также начальным симптомом задержки психомоторного развития. Вместе с тем у гипервозбудимого новорожденного отрицательные эмоции возникают при действии любого, даже самого слабого, раздражителя.
Поэтому такой новорожденный мало спит, часто кричит без видимой причины, и его с трудом удается успокоить обычными способами (взятие на руки, покачивание, кормление и т. д.). При этом у гипервозбудимых детей часто также не удается вызвать и положительные эмоции.
Сочетание низкого порога эмоциональных реакций с преобладанием отрицательных эмоций отличает гипервозбудимость как патологическое состояние от физиологической возбудимости.
Патологическая гипервозбудимость характерна для синдрома повышения внутричерепного давления, она может быть также симптомом соматовегетативных нарушений при врожденной детской нервности и при различных поражениях центральной нервной системы.
Период новорожденности можно лишь условно отнести к периоду доречевого развития, под которым подразумевается становление предпосылок речи от рождения до 1 года. Звуки, которые произносит новорожденный и которые называют голосовыми реакциями, неотделимы от его жизненно важных физиологических функций.
Помимо крика, к голосовым реакциям новорожденного относят кашель, чиханье, звуки при сосании, зевании. Временами новорожденный издает отдельные гортанные звуки, средние между «а» и «э». Различные патологические состояния могут приводить к затруднению или невозможности осуществления даже этих примитивных голосовых реакций.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба