Новорожденный ребенок, даже недоношенный, должен слышать.
В ответ на громкий звонок, голос, удар по металлическому предмету или звук погремушки ребенок закрывает глаза (кохлеопальпебральный рефлекс), наморщивает лоб, у него появляется гримаса плача, учащается дыхание и он пытается повернуть голову к источнику звука.
Если глаза ребенка были закрыты, веки смыкаются еще сильнее.
Иногда двигательная реакция может быть более генерализованной: ребенок вытягивает ручки, растопыривает пальцы, открывает рот, совершает сосательные движения.
Реакция на громкий звук может сопровождаться также подергиванием глазных яблок, сужением, а затем расширением зрачка (кохлеопупиллярный рефлекс). Порог слухового восприятия в период новорожденности может быть довольно высок, он еще более увеличивается при повторных исследованиях. Поэтому повторному исследованию должен предшествовать перерыв, оценивать результаты в этот возрастной период следует с осторожностью.
На 2-й неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе (например, звонок) и прислушивается.
О нормальном функционировании вестибулярного аппарата у новорожденного может свидетельствовать сохранность вращательного рефлекса. Если ребенка положить на вращающееся кресло и вращать его в течение 20 с, со скоростью 1 оборот за 2 с (10 оборотов за 20 с), можно наблюдать горизонтальный нистагм в сторону, противоположную направлению вращения.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба