Характерной особенностью этого возраста является установление ритма сна и бодрствования, удлинение бодрствования по сравнению с периодом новорожденности до 5—8 ч/сут.
Кроме того, в этот период отчетливо выражен переход от состояния сна в состояние бодрствования под влиянием слуховых раздражителей средней интенсивности.
Длительные периоды бодрствования создают возможность контакта с окружающим и развития более разнообразных эмоциональных реакций. Наблюдая за бодрствующим ребенком до того, как вступить с ним в контакт, можно отметить, что он прислушивается ж окружающим звукам, постоянно что-то рассматривает.
Особенно привлекают его внимание яркие, блестящие предметы, причем если это ребенок в возрасте 1 1/2—2 мес, он останавливает взгляд на том, что находится непосредственно в его поле зрения; в 3 мес он уже активно ищет объект для рассматривания (картинки, игрушки, находящихся в комнате людей) либо активно двигает руками и ногами, произнося отдельные звуки, улыбается.
По тому, как ребенок ведет себя в состоянии активного бодрствования, можно судить о преобладающей эмоциональной реакции.
Если прислушивание, рассматривание и двигательные реакции сопровождаются протяжными звуками, улыбкой, (блеском глаз, широко открытыми глазами, — это проявление хорошего настроения, преобладания положительного эмоционального фона у ребенка 2—3 мес.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба