Второй период (возраст 1—3 мес) (Активное бодрствование)

Активное бодрствование может сопровождаться криком, плачем, а в возрасте 3 мес и хныканьем. Такая реакция свидетельствует о преобладании отрицательного эмоционального фона.

Наконец, иногда, наблюдая за ребенком 2 1/2—3 мес, можно отметить, что прислушивание, рассматривание. И двигательные реакции не сопровождаются видимыми эмоциями. Положительный эмоциональный фон характерен для здорового ребенка, находящегося в состоянии биологического комфорта.

Отрицательный эмоциональный фон может быть одним из симптомов заболевания либо связан с дискомфортом. Реже он обусловлен конституциональными особенностями. Отсутствие активного бодрствования или его неполноценность к концу второго периода является всегда патологическим симптомом.

Результаты наблюдения за активным бодрствованием являются отправной точкой для дальнейшего целенаправленного осмотра, в процессе которого надо оценить следующие параметры: реакцию на общение со взрослыми, дифференцированность эмоций, голосовые реакции, общесоматическое состояние, сенсорные и двигательные функции.

Реакция на общение со взрослыми иногда возникает еще до того, как врач пытается вступить с ребенком в контакт.

Увидев взрослого или услышав его голос, ребенок 2—3 мес останавливает на нем взгляд и может дать одну из возможных эмоциональных реакций. Если взрослый, пытаясь вступить в контакт с ребенком, наклоняется над ним, ласково разговаривает, прищелкивает языком, причмокивает губами, то в 4—5 нед возникает реакция сосредоточения: плачущий ребенок замолчит, спокойный «прислушается» и в обоих случаях притормозит двигательные реакции.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба