Второй период (возраст 1—3 мес) (Улыбка и смех)

В 6—8 нед ребенок улыбнется, причем в 6 нед это скорее будет ротовое внимание, в 8 нед — закономерная улыбка, а к 9—12 нед уже смех.

Чтобы вызвать смех при общении с ребенком, необходимы внезапные периодические воздействия. Например, взрослый ритмичными движениями то приближает свое лицо к ребенку, то удаляется от него с ласковым возгласом «куку» или щекочет его грудку. В ответ ребенок радостно повизгивает, что сопровождается учащением дыхания, общим двигательным и мимическим оживлением.

Чем младше ребенок, тем более длительным и интенсивным должен быть комплекс-раздражителей для вызывания первой улыбки, смеха. Иногда к зрительным и звуковым раздражителям приходится добавлять тактильные — тормошение, легкое постукивание по щеке и т. п. После 8 нед сосредоточение и улыбка сопровождаются широким открыванием и блеском глаз, что свидетельствует о появлении реакции общего мимического оживления.

Начиная с 6—8 нед в ответ на попытку вступить в контакт указанными выше приемами и произнесением тихих, протяжных звуков (гу-у-у, ля-я-я, бу-у-у) ребенок сам начинает произносить звуки в паузах между звуками взрослого!

Это тихие, короткие звуки «э», неинтонированные гласные, напоминающие звуки, произносимые ребенком 12 нед, но менее разнообразные и протяжные; спонтанные голосовые реакции появляются позднее.

С возрастом ребенка для вызывания описанных реакций требуются все менее выраженные раздражители, так что в конце концов ребенок вступает в контакт, если услышит просто ласковый голос.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба