Второй период (возраст 1—3 мес) (Удерживая ребенка на весу)

Удерживая ребенка на весу в наклонно-боковом положении, охватив левой рукой правый бок, можно отметить, что вначале поднимается голова (результат влияния лабиринтного установочного рефлекса на голову), затем верхняя часть туловища; таз несколько приподнят в сторону, левая рука и нога разогнуты, правая рука согнута в локтевом суставе и отведена влево через грудную клетку, а правая нога согнута в тазобедренном суставе и слегка ротирована кнаружи; стопа в положении супинации.

Если туловище ребенка перемещать из одного наклонно-бокового положения в другое, голова сохраняет прежнее положение, а положение конечностей реципрокно меняется.

Для второго периода характерно также развитие лабиринтного установочного рефлекса в вертикальном положении и в положении на спине. На 2-м месяце жизни ребенок может удерживать голову при вертикальном положении на руках у взрослого лишь на короткое время, затем голова опускается, но ребенок тут же пытается поднять ее вновь.

В целом создается впечатление, что голова «болтается». К 3 мес ребенок прочно удерживает голову в вертикальном положении. На 3-м месяце жизни ребенок начинает поднимать головку из положения на спине, находясь под грудью матери.

Вначале эта реакция возникает перед кормлением во время общего двигательного беспокойства: ребенок ищет грудь, приподнимает голову, напрягает шейные мышцы.

При тракции за руки он пытается согнуть голову и притянуться к рукам. Вслед за лабиринтным установочным рефлексом на голову или одновременно с ним появляется выпрямляющий рефлекс туловища, действующий на голову. Он заключается в том, что если стопы ребенка коснулись опоры, за этим последует выпрямление туловища и поднимание головы.

Этот рефлекс находится в тесном взаимодействии с лабиринтным установочным рефлексом на голову, обеспечивая двойную гарантию нормального положения головы в пространстве.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба