Третий период (возраст 3—6 мес)

На этом возрастном этапе следует в первую очередь путем наблюдения определить реакцию ребенка на игрушки и его поведение в состоянии биологического комфорта. Здоровый ребенок 3—4 мес в спокойном бодрствующем состоянии постоянно рассматривает игрушки и окружающие предметы, но чаще отдает предпочтение рассматриванию своих рук.

После 5 мес интерес к игрушкам начинает доминировать, ребенок не только длительно фиксирует взор на игрушках и прослеживает за их перемещением, но и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот.

При этом выразительно меняется мимика ребенка: он то улыбается, то сосредоточивается, то хмурится, то хныкает. Таким образом, занятия с игрушкой принимают форму элементарной начальной игры, что отражается на общем эмоциональном состоянии ребенка. Если плачущему ребенку показать игрушку, он успокаивается, оживляется, пытается достать ее; если ему это удается, у него возникает общий комплекс оживления.

Таким образом, при общем наблюдении важно отметить, являются ли занятия с игрушкой доминирующей формой деятельности, что составляет основную особенность данного возрастного этапа и свидетельствует о дальнейшем развитии зрительно-тактильнокинестетических связей.

Если ребенок к концу третьего периода продолжает отдавать предпочтение рассматриванию своих рук, то это является одним из ранних симптомов задержки психического развития.

Если в поле зрения ребенка нет игрушек и он находится в состоянии биологического комфорта, он издает протяжные гласные звуки, а к концу третьего периода произносит такие сочетания губных и гласных звуков, как «ба-а-а, ма-а-а», а также язычных звуков «та-а-а, ла-а-а» и первые слоги «ба» или «ма».

Произнесение этих звуков уже не сопровождается общими диффузными движениями, как это было на предыдущем этапе, и не является составной частью общего комплекса оживления. Напротив, наблюдая за ребенком в момент произнесения звуков, можно отметить, что он притормаживает движения, как бы прислушиваясь и подражая самому себе, произносит цепочки звуков, это — истинное, или певучее, гуление.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба