Задержка психического развития и двигательные нарушения сопровождаются недостаточностью тактильно-кинестетических реакций.
Локальное снижение или отсутствие реакций свидетельствует о поражении спинного мозга или периферической нервной системы.
Патологической реакцией также может быть генерализация рефлекторного ответа. В ответ на локальное прикосновение ребенок вздрагивает, у него учащается дыхание, появляется мимика неудовольствия, общее двигательное возбуждение, крик.
Подобная повышенная реактивность может быть связана с общим снижением порога чувствительности, наблюдаемым у гипервозбудимых детей и у детей с поражением подкорковых образований. Вместе с тем повышенная реактивность может быть симптомом раздражения мозговых оболочек, а также симптомом поражения спинного мозга.
Исследование болевой и температурной чувствительности, обоняния и вкуса проводится так же, как и на предыдущих этапах. При этом отмечается дальнейшее сокращение латентного периода на болевой раздражитель и совершенствование ответных реакций.
Если на предыдущих этапах ответные реакции на болевой раздражитель имели в основном характер местных реакций по типу кожных защитных рефлексов, то на этом возрастном этапе более выразительными становятся мимические реакции, крик при боли становится более постоянным и приобретает своеобразную интонационную окраску, а в некоторых случаях принимает упорный характер, несмотря на прекращение болевого воздействия.
Ребенок дифференцирует пищу в результате совершенствования обоняния и вкуса.
При исследовании чувствительности у ребенка 3—6 мес можно попытаться установить не только характер нарушения, но и примерные границы его распространения.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба