Реакции на звук могут отсутствовать, быть низкими, фрагментарными или патологическими.
Отсутствие реакций связано с тугоухостью или задержкой психического развития. Фрагментарность реакции может быть обусловлена двигательными нарушениями и снижением зрения (ребенок старше 4 мес не поворачивает глаза к источнику звука). Снижение реакции может проявляться удлинением латентного периода, быстрым истощением, снижением порога восприятия.
В отличие от тугоухих детей, которые реагируют только на более громкие звуки, для гиподинамичных и апатичных детей более характерно удлинение латентного периода и необходимость повторной стимуляции, а для церебрастеничных — быстрое истощение реакции.
Патологические реакции проявляются тем, что в ответ на любой звуковой раздражитель ребенок вздрагивает, кричит, у него возникают общие диффузные движения, иногда появляется рефлекс Моро. Подобная реакция бывает при гиперакузии, задержке психического развития, когда вместо ориентировочной реакции возникает реакция страха.
Менее постоянно ее можно наблюдать у гипервозбудимых детей. Получив представление о сенсорных возможностях ребенка, следует оценить его сенсорно-моторное поведение в целом, отражающее интегративные возможности мозга.
Совершенствование интегративной деятельности проявляется у ребенка третьего возрастного периода закреплением интерсенсорных связей, возникших на предыдущем этапе, появлением новых интерсенсорных и сенсорно-ситуационных связей, которые являются основой накопления ребенком социального опыта.
Говоря об особенностях занятия с игрушкой ребенка этого возраста и об исследовании тактильной чувствительности, мы уже охарактеризовали развитие и закрепление зрительно-тактильнокинестетических и тактильнокинестетических связей.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба