Зрительно-моторная координация — узловая функция этого этапа — четко выявляется, начиная с 5-го месяца: ребенок тянется к видимому и близко расположенному предмету, контролируя движение руки взглядом: вначале контроль может быть несовершенным, и ребенок промахивается, но к концу периода попадание в предмет довольно точное.
Простейшим проявлением зрительно-тактильномоторной связи служит тенденция тянуть в рот находящуюся в руке игрушку. Чтобы выявить эту реакцию, ребенку 3 мес надо вложить игрушку в руку; 5—6месячный ребенок тянет в рот игрушку, взятую самостоятельно.
Образование трехзвеньевой связи типа зрительно-моторнотактильной, а в дальнейшем и более сложных служит основой для развития игровой и манипулятивной деятельности.
Патология интегративной деятельности может быть в форме отсутствия интегративных связей вообще, утраты ранее приобретенных навыков, диспропорции их развития. Временная утрата (или ослабление) ранее установившихся связей чаще всего бывает обусловлена соматической ослабленностью ребенка и может быть одним из симптомов острого заболевания.
Стойкая утрата — всегда следствие поражения центральной нервной системы, чаще постнатального. Отсутствие интегративных связей вообще — всегда симптом глубокого поражения центральной нервной системы, обычно антенинтранатального генеза. Равномерная задержка — признак отставания психомоторного развития.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба