Функция контроля головы в вертикальном положении в начале третьего возрастного периода уже хорошо выражена, она совершенствуется и в положении ребенка на спине.
Если ребенок 3 мес производил отдельные попытки поднять голову в положении на спине, в 4—5 мес он уже делает это более активно, а при небольшой тракции руки разгибаются во всех суставах, голова сгибается и ребенок пытается подтянуться к рукам и сесть.
Совершенствование контроля головы дает возможность ребенку 5—6 мес сохранить при поддержке позу сидя. Если посадить ребенка в подушки или удерживать за бедра, он сидит вначале несколько секунд, а спустя 1— 2-нед — уже несколько минут. Иногда дети могут сидеть, ухватившись за перекладину кровати или за пальцы рук матери.
Лишенный опоры ребенок пошатывается, сгибается вперед, а затем падает, так как у него еще не развиты реакции равновесия.
Здоровый ребенок в начале третьего возрастного периода лежа на спине, когда находится в хорошем настроении или когда увидит что-либо интересное над головой, делает «мост» — выгибает вверх позвоночник, опираясь на ягодицы и лопатки или ягодицы и голову, или голову и ступни.
Эта реакция используется ребенком в дальнейшем при формировании поворотов со спины на живот.
Шейная выпрямляющая реакция становится более совершенной. В 4—5 мес ребенок, увидев привлекающий его внимание предмет с какой-либо стороны или услышав голос матери, а также самопроизвольно пытается повернуться набок в направлении раздражителя.
При этом он слегка приподнимает голову и поворачивает ее в сторону, за головой поворачивается туловище как единое целое (поворот блоком). Некоторые дети при поворотах вначале делают мостик, а затем из этого положения, оттолкнувшись ногами, поворачиваются набок.
Когда тело уже движется, нога и рука выбрасываются далеко вперед, чтобы закрепить положение на боку. Оба способа поворота набок ребенок вырабатывает самостоятельно.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба