Четвертый период (возраст 6—9 мес) (Действие цепного двигательного сочетательного рефлекса)

Действие цепного двигательного сочетательного рефлекса проявляется и в спонтанных голосовых реакциях ребенка, которые носят характер повторения длинных цепочек слогов («ба-ба-ба-ба», «ма-ма-ма-ма» и т. д.). Уже в процессе пассивного наблюдения за ребенком можно отметить некоторые особенности его поведения, характерные для той или иной формы патологии и задержки развития.

В самых тяжелых случаях ребенок вообще не интересуется окружающим, пассивно лежит или сидит, не произносит никаких звуков, лицо не выражает никаких эмоций. В таком состоянии ребенок может находиться длительно.

Или, не проявляя ни к чему интереса, ребенок подхныкивает, двигательно беспокоен, но эти реакции эмоционально не окрашены. Такие формы поведения свидетельствуют о глубокой задержке психического развития. Недостаточность активной познавательной деятельности и бедность эмоций могут быть выражены и в меньшей степени.

При этом ребенок занимается с игрушками не постоянно, у него быстро исчезает интерес к ним либо он занимается с игрушкой длительно, но эти занятия эмоционально не окрашены.

Противоположным вариантом поведения являются случаи, когда ребенок проявляет высокий интерес к игрушкам, но быстро истощается, неудачные попытки выполнения действия стимулируют не дальнейшую попытку достичь цели, а прекращение действия, занятия с предметом легко прерываются посторонними раздражителями.

Такие формы поведения характерны для гипервозбудимых детей, невропатии, минимальной мозговой дисфункции. Эмоциональная окраска подобного поведения может быть различной в зависимости от типа высшей нервной деятельности ребенка.

У детей апатичных, флегматичных истощение интереса и переключение внимания происходят спокойно, у детей с лабильной нервной системой прекращение действия сопровождается эмоциональным взрывом неудовольствия, протеста: ребенок не просто оставляет игрушку, он ее отбрасывает с гневом, кричит, двигает ногами, руками, выгибается.

В других случаях занятия с предметом носят отчетливый характер стереотипии — длительное однообразное повторение действий, не сопровождаемое интересом к самому действию, к объекту действия и его результатам. При этом ребенок может однообразно стучать предметом, ногой, рукой, головой, размахивать руками перед глазами, раскачиваться.

При такой форме поведения ребенка следует подумать не столько о задержке психического развития, сколько о его патологии. Целью следующего этапа исследования является оценка реакции ребенка на общение со взрослым по следующим критериям: реакция на новое лицо; совместная игровая деятельность; реакция на речь.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба