Четвертый период (возраст 6—9 мес) (Отклонение от нормального возрастного развития)

Отклонением от нормального возрастного развития следует считать: полное безразличие к общению со взрослыми (задержка психического развития, аутизм), общий комплекс оживления и подражательная улыбка вместо ориентировочной реакции и игровой деятельности (задержка психического развития), чрезмерная выраженность и длительность реакции страха, переходящая в реакцию протеста и препятствующая игровой деятельности (гипервозбудимость).

Коммуникативные жесты в значительней степени зависят от характера общения взрослого с ребенком, и их отсутствие самостоятельного диагностического значения на данном этапе еще не имеет.

Оценка реакции на обращенную речь должна включать оценку степени начального понимания обращенной речи, готовности к подражанию и диапазона звуковых и интонационных комплексов.

Ребенок, преодолевший ориентировочную реакцию и страх и вступивший со взрослым в игровой контакт, в ответ на разговор с ним произносит цепочки слогов («ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и т. д.). Если взрослый подхватит произносимые ребенком цепочки слогов и начнет отвечать ему тем же, голосовая активность ребенка усилится, появится радостное оживление, ребенок будет приглядываться к артикуляции взрослого и стараться подражать и ему, и самому себе.

Такие голосовые реакции называются лепетом. Время закономерного появления лепета 6—7 мес, к 9 мес он «расцветает», обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на голосовое общение взрослого.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба