Комплекс оживления к концу периода должен закономерно отсутствовать.
Его сохранение, даже у недоношенного ребенка, является одним из признаков задержки психического развития.
Исключение в этом плане представляют дети с церебральным параличом, у которых комплекс оживления может сохраняться за счет широкой иррадиации нервного импульса, характерной для этого заболевания.
В таких случаях комплекс оживления не имеет самостоятельного значения для оценки психического развития. Комплексная оценка эмоциональных реакций имеет важное диагностическое значение.
Если у ребенка при хорошем соматическом состоянии, нормальном слухе и зрении наряду с отсутствием адекватной реакции на незнакомого человека нет интереса к игрушкам, не выражена реакция на новизну, отсутствуют адекватные эмоции, сопровождающие манипулятивно-исследовательскую деятельность, нет познавательных и дифференцированных отрицательных эмоций, — это признак отставания в психическом развитии.
Мимика таких детей однообразна, взгляд маловыразительный, улыбка носит подражательный характер и возникает на любое улыбающееся лицо взрослого; могут наблюдаться недифференцированный комплекс оживления и автоматическое зрительное прослеживание.
У других детей бывает более парциальное отставание в развитии эмоциональной сферы.
Так, в ряде случаев наблюдается преобладание отрицательных эмоционально-двигательных сочетательных комплексов.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба