К концу этого периода, например, при слове «нельзя» большинство детей перестают тянуться к какому-либо предмету или прекращают тянуть его в рот, т. е. действия ребенка начинают более отчетливо подчиняться словесным командам, что свидетельствует о начале развития регулирующей функции речи.
К году ребенок начинает понимать и простую обиходную речь.
Примерно с 10 мес у ребенка можно выработать сочетание слова с предметом уже вне конкретной ситуации, т. е. ребенок начинает понимать названия отдельных предметов и игрушек более обобщенно.
Так, если у ребенка выработать сочетательный рефлекс на слово «чашка», то вначале при этом слове он поворачивает голову всегда к тому месту, где стоит его чашка; в конце периода он смотрит и тянется к любой чашке, которая находится в поле его зрения, и начинает узнавать ее на картинке.
К этому же времени можно выработать одновременное сочетание слова с предметом и действием, т. е. ребенок начинает выполнять простые одноступенчатые инструкции типа: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др.
К концу года при соответствующем обучении ребенок понимает и выполняет 5—10 таких инструкций. Необходимо подчеркнуть, что выполнение всех этих команд формируется в процессе обучения, поэтому их невыполнение часто связано с педагогической запущенностью.
Наряду с оценкой понимания речи надо обратить внимание на произносимые ребенком собственные звуки. Для начала периода характерен активный лепет, состоящий из 4— 5 слогов и более.
Ребенок эхолалично повторяет слоги, хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, приветствий, с удовольствием произносит различные губные звуки, восклицания, междометия.
Восклицания сопровождаются выразительной мимикой и жестом. К концу периода ребенок более часто обращает внимание на лицо говорящего, кивает головой в знак утверждения и качает головой в знак отрицания.
Эти жесты он употребляет как ответ на некоторые вопросы взрослого.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба